Распространение чая и чаепития в России
Функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.
Чаепитие и самовар - эти два понятия стали неразделимы. Благодаря чаепитию в России закрепилась бережно хранимая веками традиция хлебосольного гостеприимства, а самовар получил свое удивительное долголетие. На Руси исстари употребляли рассол (огуречный, капустный), морсы, брусничную и вишневую воду, мед простой и с пряностями, пиво и квас. Во времена монгольского ига русские познакомились с бузой - холодным напитком из проса. Самое широкое распространение получил сбитень - горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем, лавровым листом и другими пряностями. И только в XVI веке в России узнали вкус чая, причем задолго до его появления в Европе.
Первыми чай попробовали жители Сибири, куда он проник из Монголии. В 1567 году в Китае побывали казачьи атаманы Петров и Ялышев. Они описали неизвестный китайский напиток, который к тому времени был широко распространен в Юго-Восточной Сибири. В 1638 году чай появился при русском царском дворе под названием «китайская трава». Его привез посол, боярский сын Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей буквально навязали значительный запас чая - 64 кг. При дворе Михаила Федоровича Романова экзотический напиток был испробован. Неожиданно он понравился царю и был одобрен. Но потом о чае забыли, и только через 60 лет чай вернулся из забвения. Русские люди долго привыкали к этому питью. Сначала его пили как лекарство, потом как модный напиток. Из столицы мода на чай стала проникать в российскую глубинку. Пили его тогда нечасто, не как свой, привычный, а как «заграничный» напиток, культура чаепития еще не сложилась, и потребности в специальном приборе для чаепития - самоваре - еще не было.
Однако во второй половине XVII века ввоз чая был уже столь велик, что иностранец Кальбургер, в бытность его в Москве (1674 год), покупал чай по 30 коп. фунт. В начале XVIII века при дворе в моду стало входить вино, несколько позже - шампанское. Среди дворцовой серебряной утвари этого времени появились вазообразные, богато орнаментированные «фонтаны» западноевропейского производства. Благодаря большим размерам и великолепному декору они царили на столе среди разной другой утвари. К середине XVIII века чая в России употребляли больше, чем в Европе, а в Москве больше, чем в Петербурге. Вплоть до конца того же века чай можно было приобрести лишь в Москве и на оптовых Ирбитской и Макарьевской ярмарках. Стоил он очень дорого - в 11 раз дороже, чем черная икра. Такая высокая стоимость была обусловлена небольшим объемом импортируемого экзотического товара и высокими транспортными издержками: везли чай из Китая. Индии, путь был долгим и небезопасным. С XVIII века чай в Москве продавался в лавках вместе с другими продуктами, но хранили его на складах. как правило, отдельно, чтобы не испортить аромат. В XIX веке, помимо бакалейных лавок, чаем торговали магазины колониальных товаров, к которым относились кофе, табак, тростниковый сахар, пряности и др. Даже в начале XIX века чай представлял исключительную ценность. П. П. Соколов, сын знаменитого живописца, вспоминал: «Чай тогда только начинал входить в употребление, и лишь у очень богатых людей его подавали гостям. Цыбик прекрасного чаю (цыбик - упаковочный ящик для продажи крупным весом, вмещал обычно от 20 до 50 кг сухого чая) был подарком незаурядным».
Неудивительно, что с середины XVII и до середины XIX века, то есть в течение 200 лет, чай был преимущественно дворянским напитком. Поэтому и самовар, едва появившись, стал соответствовать дворянскому образу жизни. Постепенно вырабатывался и своеобразный ритуал чаепития, правила, которым следовали в любом русском доме.
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009. Генеральный директор: С. Б. Бажора. Руководитель проекта: К. Б. Харченко. Составление и подготовка текста: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев. Научный консультант: С. П. Калиничев. Редактор: В. И. Грушецкий. Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др. Верстка, макет, дизайн: Н. В. Григорьевой.