Самовар в быту царской России
Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается уже и как вещь художественная, как произведение декоративно-прикладного искусства: он включается в сервировку стола, в оформление интерьера.
К самовару обязательно прилагался поднос, он предохранял стол от нагрева, с ним процесс чаепития из самовара становился более удобным, изящным. Подносы изготовлялись на тех же самоварных фабриках, их предлагали покупателям в комплект к самоварам, из тех же материалов. что и самовары, то
есть из латуни, меди, латуни никелированной. Формы подносов были самые разные: круглые, овальные, прямоугольные. Наиболее предпочтительной считалась форма «продолговатый» или "полукруглый». Поднос был вытянутой прямоугольной формы, но одна из коротких сторон была закруглена. Другим популярным фасоном самоварных подносов считался «Петербургский», так в некоторых прейскурантах называли поднос сложной формы, состоящий из двух частей: к неширокому прямоугольнику, к одной из его коротких сторон, был присоединен круг. В прямоугольной части подноса обычно размещался самовар, а в круглой части - полоскательные чашки и другая чайная посуда. Все старинные подносы были с широкими, отогнутыми наружу бортиками, часто с рельефными орнаментами, гравировками, центральная часть подноса тоже могла быть украшена гравировкой, обычно растительного характера. В самоварный комплект входили также полоскательные чашки или полоскательницы, предметы достаточно специфичные. предназначенные именно для самоваров.
Такая чашка подставлялась под самоварный кран, в нее сливали остаток воды из нижней части самоварного корпуса, остатки чая из чашек после чаепития. Полоскательницы представляли собой невысокие и широкие сосуды на ножке-подставке с широким плоским основанием. Форма тулова полоскательницы была в виде круглой чаши (фасон «Обыкновенный») или в виде широкого и короткого цилиндра, чуть зауженного кверху, с отогнутым наружу верхним краем (фасон «Рафаэль»).
К серебряным и мельхиоровым самоварам изысканных форм полагались металлические сервизы, составлявшие с ними единый ансамбль. В самоварный сервиз, кроме подноса и полоскательницы, входили еще и заварочный чайник, сливочник или молочник, сахарница, полоскательная чашка, щипцы и чайные ложки. Иногда добавляли чайное ситечко. Поднос в этих случаях был только прямоугольный, специальный «сервизный», то есть достаточно широкий, по чти квадратный, чтобы все пред меты могли разместиться на нём вместе с самоваром. Подобные самоварные сервизы, в частности, были представлены на всемирной выставке в Париже в 1900 году фабриками наследников В. С. Баташева, братьев Шемариных, Алексея и Ивана Баташевых (младшие представители знаменитой фирмы «братья Баташевы»).
В богатых семьях заводили по два самовара: один на каждый день, другой для праздников и гостей.
Ставили самовар в гостиной, в угол, или у стены на специальный самоварный столик или полу-буфет. Бывали дома, где устраивалась специальная чайная комната, в которой, конечно, главенствовал самовар.
Самовар в высшем свете царской России
Рано утром, когда господа еще почивали, слуги уже ставили самовар в сенях или на кухне. У господ день тоже начинался, как правило, с чая, который предшествовал завтраку. Для этого стол накрывался тонкой накрахмаленной скатертью. Рядом с самоваром ставился чайник с ситечком, сахарница со щипчиками, чайница, ложечка, полоскательная чашка и стаканы с блюдцами либо чашки. Чай заваривался прямо за столом. На чайный стол ставилась корзина с булочками-бриошами, сухариками, калачами. Обязательно подавалось несколько сортов варенья и сливки. С наступлением теплого времени года самовар переезжал на дачу, это стало еще одним из образов русской жизни: лето, дачная веранда, чаепитие в сумерках...
Обычай разливать чай за отдельным столом пришел в Россию из Европы в последнюю четверть XVIII века. Чайный стол сервировали заранее, хозяйка наблюдала за сервировкой, следила, чтобы вся необходимая посуда была тщательно вымыта и стояла на своем месте.
В старинной повести А. Заволжского «Соседи» подробно описан чайный стол: "Перед диваном стоял стол мореного дерева, покрытый чайной пунцовой скатертью ярославского тканья. На столе - чайный прибор, продолговатый, с ручкой наверху, самовар красной меди, большой поднос с низенькими, на китайский манер, чашками, масло в хрустально граненой масленице, сухари и тартинки в корзинках, сливки в кастрюлечках». Стол накрывали парадной скатертью, на столе помещали начищенный самовар с полоскательницей под краном, рядом на подносе стояли чашки и заварочный чайник, в определенном порядке расставлялись корзиночки с печеньем, бисквитами, сухарями, тартинками, вазочки с вареньем, медом, масло в хрустальной масленице, сливки в молочнике. Самоварный столик пододвигали к обеденному, а если собиралось немного народа, самовар устанавливали прямо на столе, на металлическом подносе. В богатых домах, согласно «Полной хозяйственной книге», «если много гостей, то чай разливают в другой комнате, и служитель подает». Иногда вместо самовара на столе ставилась бульотка.
Еще в первой половине XIX века был заведен обычай, по которому чай из самовара разливала хозяйка дома или ее старшая дочь. Если хозяйка разливала чай и занимала гостей, то чашки разносил лакей либо дочери и молодые люди. Удовольствие разливать чай хозяйка могла уступить взрослой дочери, если это была барышня на выданье, чтобы та могла продемонстрировать всем свои умения, грацию и ловкость, необходимые для председательствования за чайным столом.
Литература девятнадцатого века дает подробное описание и семейных чаепитий, и чайных вечеров. В поэме Пушкина «Евгений Онегин», энциклопедии русского дворянского быта начала XIX века, есть описание вечернего чаепития.
Смеркалось, на столе, блистая,
Шумел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темного струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.
Пить чай с молоком или со сливками - обычай, пришедший в Россию из Англии, где чай с молоком обязательно подавался на завтрак. Чужая традиция прижилась на новом месте, стала «своей», молочники непременно входили в состав чайных сервизов. Но россияне несколько переиначили английский обычай: в России сначала наливают чай, а потом добавляют молоко, в Англии - наоборот, горячий чай наливают в молоко. Специалисты утверждают, что так правильнее. В молоке жир находится в виде шариков в тончайшей оболочке, а кипяток эту оболочку разрушает, что ведет к улучшению вкуса.
Национальной русской чертой в мире считается чай с лимоном. Мода на лимон появилась в середине XIX века. Существуют разные тому объяснения, например: в это время появились железные дороги и станции, а на станциях - буфеты с обязательным самоваром и свежим чаем для пассажиров, вышедших размяться и перекусить. Но не всегда буфетчики, особенно летом, могли предложить свежее молоко и сливки. Вот кто-то и отважился - подал к чаю ломтик лимона. Русское чаепитие подразумевало не только чай, но еще еду и сладости. Продукты, сопровождающие чай, были самыми разнообразными: сахар, молоко, сливки, варенье, хлебные и кондитерские изделия. Особенно любили дворяне пить чай с вареньем. Иностранцы с восторгом отзывались о вкусе русского варенья. Служивший в рядах наполеоновской армии генерал Дедем писал о своем пребывании в России в 1812 году: «Я ел на ужин варенье, которое было превосходно; судя по запасам, которые мы находили везде, в особенности в Москве, надо полагать, что русские помещики истребляют варенье в огромном количестве».
В Европе чаепитие обставлялось гораздо скромнее. П. Смирнов приводит рассказ князя Александра Шаховского о его знакомстве с Гете в мюнхенской гостинице в 1802 году. Знаменитый немецкий поэт пригласил князя вечером прийти к нему на чай. «Настал вечер, и после размена разных учтивостей, относящихся к обоим лицам, они вскоре познакомились и занялись толкованием о литературе германской, а в особенности русской. Среди разговора им подан был в самом деле чай, но без обычных наших кренделей и булок. Князь, имея обыкновение пить чай с чем-нибудь сдобным, без церемоний позвал человека и велел ему принести несколько бутербродов или чего-нибудь в этом роде. Приказ был исполнен: вечер прошел и кончился очень приятно, но каково было удивление князя Шаховского, когда утром ему подали счет, в котором было исчислено все съеденное им в гостинице, ибо Гете отказался от платежа, отзываясь, что он князя звал на чай, а не на требованные им бутерброды».
Место хозяйки - за самоваром, место хозяина - возле графинчиков и бутылочек с ромом, ликерами, коньяком. Пить чай с «адвокатцем» - ромом, коньяком, так как эти напитки развязывают языки, - было в обычае русских дворян. В офицерской среде чай с ромом называли «с позолотой». Кстати, обычай этот был известен в России еще в XVIII веке. Сохранился анекдот того времени, как известный Иван Иванович Шувалов (фаворит императрицы Елизаветы) угощал поэта Баркова чаем с ромом. Барков, любитель выпить, постоянно подливал в чай ром, и так «усидел» всю бутылку. Шувалов, желая пошутить, предложил ему еще чаю. Барков, поблагодарив, опрокинул стакан на блюдце и отказался: «Извините, Ваше превосходительство, ибо я более одного стакана никогда не употребляю».
Чаепитие по-русски отличалось не только сортом и качеством используемого чая. Оригиналы в России пили чай с гвоздикой на японский манер, и по-китайски с цветами, и зеленый чай, как пьют настоящие американцы. Однако пить русский чай означало пить чай заваренный (англичане, как замечает Гончаров, «варят его по своему обыкновению, как капусту») и с сахаром - для иностранца русский чай «какой-то приторный напиток». Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России», и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. В это время основным поставщиком чая был именно Китай, где чай был известен с доисторических времен. В Индию же и на Цейлон чай был завезен только в 1865 году. «Обычаи странны в России, так что иностранцы находят их необычайно шокирующими, когда впервые встречают», - писал в своем словаре Дюма. Так, например, он находит удивительным, что -мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».
Хороший тон рекомендовал пить чай не спеша; дуть на чай, чтобы он остыл, почиталось невежеством. Обычно близкие люди или родственники выпивали по три чашки - пить много чаю в гостях также считалось неприличным. Желая показать радушной хозяйке, что вторая или третья чашка будет лишней, гость переворачивал чашку на блюдце или накрывал ее блюдцем. В 1820-х годах в русском дворянском обществе этот обычай сменился другим, европейским: в чашку стали класть ложечку, если чаю больше не хотелось. По-прежнему переворачивали чашки только в провинции и в среде мелкопоместных дворян.
Во второй половине XIX века традиции дворянского чаепития оформились в строгие правила, которые необходимо было знать каждому светскому человеку. Из книги «Хороший тон» (СПб., 1881 г.): «Приглашение на чай есть приглашение в собрание, меньшее числом гостей и сопряженное с меньшими издержками, чем обед или бал... Присутствующие проводят вечер в интересной, оживленной беседе. Дамы могут заняться вышивкой, вязанием, мужчины устраивают партию в карты, а молодежь музицирует». Дамам рекомендовалось надевать закрытые бархатные или шелковые платья с кружевными воротничками и перчатками. С конца XVIII века приглашение на чай стало равнозначно вообще приглашению в гости, и распространилось оно как бы сверху вниз: из дворянской среды постепенно перешло в купеческую и чиновничью, а затем в простонародную.
Самовар в крестьянских избах
К середине XIX века самовар можно было найти уже и в избе богатого крестьянина. Подтверждением тому служит эпизод из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Левин «на половине дороги» остановился «у богатого мужика». «Чисто одетая молодайка» предложила ему поставить самовар. Левин согласился. «Самовар загудел в трубе: рабочие и семейные, убравшись с лошадьми, пошли обедать. Левин, достав из коляски свою провизию, пригласил с собой старика напиться чаю».
Беднейшее крестьянство и в XIX веке обходилось деревянной и керамической посудой, а медная посуда долгое время была для бедняков непозволительной роскошью. Народная поговорка так передавала крайнюю степень нищеты: «Медной посуды - крест да пуговица: рогатой скотины -таракан да жуколица». Медная посуда, а уж тем более самовар, был признаком более высокого социального статуса, зажиточности хозяев.
С самых древних времен на Руси заваривали и пили травяной зеленый чай. Чай - это заварка, не обязательно лист. В деревнях неоткуда было взяться привычному для нас китайскому или индийскому чаю: заваривали зверобой, липу, чабрец, мяту, заваривали фрукты. Подобный чай не только несет в себе особый аромат, но еще и обладает некоторыми профилактическими свойствами. Особенностью народного чаепития было пить чай с «угрызением». «Угрызали» кусочки колотого сахара, а точнее, посасывали его, потому что разгрызть такой твердый сахар было чревато поломкой зубов. Кололи сахар сахарными щипцами, разбивая куски «сахарной головы» на мелкие части. Сахарная голова (конус из сваренного по особой технологии сахарного песка), весом от 0,405 г до 16 кг, продавалась обернутой в синюю бумагу. Ее можно было приобрести целиком и дома разбить на куски, а чаще заказывали приказчику в магазине нарубить сахарную голову на определенный вес.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.