Ещё раз о Тульских самоварах
Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.
Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.
Во второй половине XIX века сбитнем торговали из самоваров. Л. Н. Толстой в рассказе «Севастополь в декабре» писал: «Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: «Сбитень горячий».
Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Знаем лишь, что в 1730—1740 годах самоварами уже пользуются на Урале, позже — в Москве, Туле, Петербурге. В XIX веке самовар «расселяется» во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях. Но был ли самовар изобретением уральцев?
Отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник Н. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, они-то и положили начало самоварному производству. Как бы там ни было, но уже два столетия самовар и Тула неотделимы друг от друга.
Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького...
Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой...
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же... ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.
Тульский самовар... В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром». О появлении первых самоваров в Туле известно следующее.
В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братья Иван и Назар Лисицыны открывают небольшое поначалу, первое в городе самоварное заведение. Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян... Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал ее составляет 3000 рублей, доход — до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками... Сколько радости доставили они людям! Но прошло столетие - и заросли травой могилы фабрикантов, забыты имена их подмастерьев. Отшумели, не поют уже своих вечерних песен первые самовары, прославившие Гулу. Они тихо грустят вдали от родины, в музеях Бухары, Москвы, Ленинграда, Калуги. Впрочем, и Тульский областной краеведческий музей может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных.
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики.
В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году - Ф. М. Попона, в 1796-м - Михаила Медведева.
В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году — Андрея Курашева, в 1815 году — Егора Черникова, в 1820 году - Степана Киселева.
В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына -320 штук, братьев Черниковых -600 штук, Курашева —200 штук, мещанина Мали-кова —105 штук, оружейников Минаева — 128 штук и Читинского — 318 штук.
В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множестве) других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых - по семи тысяч штук каждая .
Что за причина столь быстрого развития самоварного промысла? Месторождения железных руд, выгодное географическое местоположение и близость к Москве. И еще одно очень важное обстоятельство. Ни один район не имел стольких мастеров по металлу, как Тула. В. И. Ленин в работе «Развитие капитализма в России» писал: «В 1864 г. тульские оружейники освобождены от крепостной зависимости и перечислены в мещане; заработки упали вследствие сильной конкуренции деревенских кустарей (что вызвало и обратное переселение промышленников из города в деревню); рабочие обратились к промыслам: самоварному, замочному, ножевому, гармонному...»
Пополнялись ряды рабочих в самоварном производстве и за счет отходничества, которым промышляла значительная часть крестьянского населения губернии.
Во второй половине XIX века по производству самоваров Тула занимала одно из первых мест в России.
В 1890 году в Туле и губернии действовало 77 фабрик с количеством рабочих 1362, из них в Туле -74 фабрики. На каждой работали от трех до 127 человек. В Тульском уезде — четыре фабрики с количеством рабочих от четырех до 404.
Самое большое количество фабрик Тулы, а их было 50, приходилось на Заречье, там жили и работали оружейники.
Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит — уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай»), песни, стихотворения.
Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар — друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...»
Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.
Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.
При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей. Чем тяжелее самовар, тем дороже. Чтобы увеличить вес, прибегали к хитрости: вставляли в кувшин чугунную решетку, залитую свинцом.
В коллекции Тульского областного краеведческого музея представлены самовары самой разнообразной формы и отделки.
Немало творческой фантазии вкладывали мастера в отдельные детали, приобретавшие сказочные формы. Таковы, например, самовары из мельхиора, самовар с ручками в виде дракона, с виноградными лозами и другие.
Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково.
Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки.
Те из нас, кто постиг все высоты технического образования, даже те, кто способен разобраться в современном компьютере, слегка растерялись бы, покажи им тот исходный материал, из которого рождалось в руках мастеров стройное тело самовара.
Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.
Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.
Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего.
Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».
До недавнего времени Николай Григорьевич хранил набор инструментов, которые ныне передал в музей.
Инвентарь самоварщика переходил от отца к сыну, а по мере изнашивания заменялся новым. Сумма для приобретения набора инструментов подвергалась большому колебанию в зависимости от избранной мастером специальности в производстве. Например, комплект рабочего-наводильщика стоил 60 рублей. В комплект входило несколько кобылин, стойна, напильники, ножницы, формы для разгранки фасона, гнедки и молотки.
Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди — 50 — 63% и цинка —37—50%), томпак (сплав меди — 85--90% и цинка -10—15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди — 50 — 60%, цинка —19—39% и никеля --13--18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных (из сплава меди —50 — 63% и цинка —37 — 50%). Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25--30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди.
В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
1. Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6—8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
2. Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60— 100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.
3. Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8 — 12 штук в день и получал 18 — 25 копеек за штуку.
4. Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3 — 6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.
5. Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23 — 25 копеек.
6. Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7 — 10 копеек.
7. Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400 -600 штук) и получал 10 копеек за сотню5.
Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.
Самовары и детали к ним изготовлялись не только в Туле, но и в окрестных селах в радиусе примерно 40 км от города. Так, население деревень Нижние Присады, Хрущево, Банино, Осиновая Гора, Барсуки, Маслово, Михалково Тульского уезда и деревень Изволь, Торчково, Скороварово и Глинища Алексинского уезда из поколения в поколение специализировалось на самоварном промысле. Изготовляя стенки самовара, мастер получал сырье от фабриканта по весу, по весу же сдавался и самовар. Работа велась в жилых избах круглый год за исключением летнего времени, когда начинались полевые работы.
Наивысший подъем самоварного производства в Туле приходится на 80-е годы прошлого столетия. В связи с развитием капитализма самоварные фабрики возникали в форме капиталистической мануфактуры с вольнонаемными рабочими. В. И. Ленин в работе «Развитие капитализма в России» писал: «Самоварный и гармонный промыслы города Тулы и его окрестностей представляют чрезвычайно типичные образчики капиталистической мануфактуры»".
Выделяются крупные самоварные фабриканты, «самоварные короли» - Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью.
В конце XIX века в Туле существовало более 10 фабрик однофамильцев Баташевых. Самая ранняя из них основана И. Г. Баташевым в 1825 году, а самая крупная — фабрика В. С. Баташева — возникла в 1840 году. В 1898 году утвержден устав «Товарищества паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле». Новая фабрика была выстроена в конце XIX века в Туле на Грязевской улице (теперь улица Лейтейзена, дом № 12). Это была первая паровая самоварная фабрика в России. Газета «Правда», издававшаяся Тульским комитетом РСДРП в декабре 1903 года, так описывала ее: «Эх, красива фабрика-то! Ай да Занфтлебен (наследник В. Баташева.— А. Т.), он ведь так разукрасил», - подумает не один человек, проходя мимо этой фабрики. Наружность ее действительно красива, но если заглянуть внутрь ее, если посмотреть на тех людей, которые создали на это средства хозяину, то чувство отвращения, вызываемое и этими зданиями, и кровными рысаками, подвозящими в коляске директора, сменится какой-то безысходной тоской... В 7 часов они уже на фабрике, в душной мастерской с 7 до 12, полтора часа на обед и снова работают до 7-ми с половиной часов вечера. Всего в общей сложности 11 часов, в едкой атмосфере пыли и нашатыря. Работают сдельно, не покладая рук, и самое большое вырабатывают 1 рубль 30 копеек в день...».
В начале XX века фабрика наследников В. С. Баташева выпускала 54 различных фасона самоваров. Самовары фабрики Баташевых особенно ценились.
Прославленные баташевские самовары, лучшие по качеству и отделке, быстро раскупались, принося большой доход фабриканту. Ни одна русская выставка в России и на границей не обходилась без тульского самовара, без продукции фабрики Баташева.
Желающие участвовать в выставках должны были представить несколькими образцами все разновидности своих изделий. Фабриканты, которые примут участие в выставках, должны на случай получения наград снабдить свои самовары фабричными клеймами.
Выставки были разные: ярмарочные, которые устраивались ежегодно с 15 июля по 25 августа, губернские, уездные, частные и отраслевые: художественные, промышленные, художественно-промышленные, сельскохозяйственные и специализированные, которые, как правило, устраивались в разных городах ежегодно. Были выставки всероссийские (они проходили приблизительно через 10 лет в больших городах, таких, как Москва, Петербург, Новгород) и всемирные.
За лучшую представленную продукцию на выставках фабриканты получали награды. Награды удовлетворяли самолюбие и тщеславие фабриканта, а образцы медалей клеймили на самовары для популяризации продукции. Самые распространенные награды были с сельскохозяйственных выставок, так как здесь почти все изделия, представленные на обозрение, получали награды, а вот награды на всероссийских и всемирных выставках выдавались реже. Для участия в этих выставках требовалось очень много условий; прежде всего, самое высокое качество предметов и степень художественного выполнения. На всероссийских выставках предусматривалось и то, чтобы материал, из которого изготавливался предмет, был русским и рабочие тоже были русского происхождения, учитывалось техническое устройство фабрики и красота здания (не потому ли наследники В. С. Баташева и выстроили грандиозную фабрику?).
Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб, утвержденный министерством финансов за лучшие фабричные изделия. Такую награду первыми в России и получили наследники Баташева на Всероссийской Нижегородской выставке в 1896 году за производство самоваров. Оттиск герба и других наград можно увидеть на рекламах и самоварах наследников В. С. Баташева и других фабрикантов.
На художественно-промышленных выставках за самовары наследники В.С. Баташева получили три награды
«Гран-при» в 1903 — 1904 годах в Петербурге на международной художественно-промышленной выставке, в 1904 году на международной выставке в Париже и в 1911 году в Турине, три почетных диплома и более 20 других наград.
В фондах Тульского областного краеведческого музея насчитывается более 30 видов разнообразных фасонов самоваров фабрики В. С. Баташева и его наследников. Среди них самовар красной меди 1870 года - флорентийская ваза, томпаковый -овально-лощатый, уникальная коллекция сувенирных самоваров, которые были изготовлены в подарок царской семье в 1909 году. Самоварчики выполнены с большим искусством в форме ваз (греческой, рококо, зеркальной), византийской рюмки и гладкого шара. Самовары эти емкостью в один стакан, и из каждого из них можно отведать чая.
По ведомости оборудования и рабочей силы самоварной фабрики братьев Баташевых за 1883 год можно судить о размахе их предприятия:
горнов —20; мехов —20; кобылин - 300; тисков —250; подпилков - 400; размеров —60;
молотков —500; клещей - 50; токарных станков —42; резцов —40;
мастеров — 125; подмастерьев —100; паровая машина — одна; учеников —30; ножниц —100; поденщиков —45.
За год на фабрике было изготовлено 6000 штук самоваров на сумму 42 000 рублей.
Для большей рекламы крупные фабриканты выпускают прейскуранты, каталоги, плакаты. В одном из плакатов Н. И. Баташева мы читаем: «Из всех существующих фирм Баташевых фирма «Наследник Н. Г. Баташева — Н. И. Баташев» является первой и старейшей в России и существует с 1825 г. Благодаря высокому качеству вырабатываемых фабрикой самоваров наша фирма издавна пользовалась наилучшей репутацией и тем самым добилась того, что самовары с клеймом «Баташев» стали требоваться не только в России, но и за границей.
Видя такой успех самоваров нашей фирмы, в Туле появились как крупные, так и мелкие кустари, которые, пользуясь сходством фамилии с нашей фирмой, начали подделывать и подражать нашим клеймам и тем самым вводить покупателей в заблуждение. Не имея возможности бороться с этим злом и желая оградить нашу фирму от возможных подражателей и подделок наших конкурентов, мы заявили Министерству торговли и промышленности помещенную на сем этикете фабричную марку с обозначением на оной «1825 год». Только наша фирма существует с 1825 года, и никто из конкурентов не может подражать и подделывать это клеймо.
За высокое качество изделий основатель фирмы был высочайше награжден в 1850 году государственным гербом и в 1855 году званием «Фабрикант двора его император скот величества». Следуя заметам основателя, фирма продолжит неустанно заботиться о том, чтобы ее самовары по-прежнему превосходили бы качеством изделия всех конкурентов. Поэтому обращайте внимание на фабричную марку с изображением на оной «1825 год», с этим клеймом самовары только нашей старейшей в России самоварной фабрики».
В конце XIX века крупными конкурентами Баташевых были И. Ф. Капырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы и другие.
Самоварная фабрика И. Капырзина была основана в 1860 году.
К началу XX века на паровой самоварной фабрике наследников И. Ф. Капырзина выпускалось около 100 фасонов самоваров емкостью от двух до 80 литров. Среди них самовары спиртовые, магазинные, дорожные разборные, варительные — типа «кухня».
С 1887 года работает фабрика братьев Шемариных. В 1899 году с целью большего обогащения братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора его величества шаха персидского.
Братья Шемарины были участниками Всемирной выставки в Париже в 1889 году, за самовары удостоены Большой серебряной медали, в 1901 году в Глазго награждены почетным дипломом. К началу XX века фабрика становится крупнейшей в городе по объему продукции и количеству рабочих, она занимает второе место после фабрики наследников В. С. Баташева. На фабрике в 1913 году работали 740 человек. Ежедневно выпускалось до 200 самоваров.
Наряду с крупными фабриками существовало множество мелких. Так, на фабрике Василия Гудкова, основанной в 1878 году, работали семь человек. На фабрике Тимофея Пучкова в 1879 году работали 14 человек; вырабатывала фабрика 100 самоваров на сумму 6500 рублей серебром в год.
При ручной сборке в день собирали пять-шесть штук обычных самоваров.
Крупные фабриканты закупали сырье в Москве, Петербурге, на Нижегородской ярмарке, позднее на Кольчугинских меднопрокатных заводах, мелкие предприниматели — как правило, в Туле.
Чтобы быстрее реализовать свою продукцию, предприимчивые фабриканты нередко прибегали к различным приемам для украшения своих изделий. Так, экспонент, получая похвальный лист, на котором был изображен двуглавый орел, ставил на свои изделия громадного размера государственный герб. Получалось общее впечатление, что экспонент имеет награду — государственный герб. Были на самоварах и такого рода оттиски, которые отражали процесс производства самовара. Чем больше «наград», тем больше славы фабриканту.
Клейма, поставленные на самоваре, регистрировались Министерством торговли. Фабрикант, самовольно поставивший клеймо на самоваре, подвергался штрафу или заключению в тюрьму на срок от четырех до восьми месяцев. Подвергался наказанию и фабрикант, хранивший товар или продавший самовар с самовольно поставленным клеймом. Но в погоне за прибылью предприниматели продолжали совершать подделки.
Так, например, возникло уголовное дело по обвинению за использование государственного герба и звания «придворного фабриканта» на братьев Тейле и Н. Баташева.
В 1908 году Н. И. Баташев вступил в сделку с Торговым домом братьев Тейле, отдав в аренду свою фабрику и титул «Придворный фабрикант наследника И. Г. Баташева — Н. И. Баташев».
Сыновья умершего И. Г. Баташева получили право сохранить за собой звание «придворный фабрикант», а Торговому дому было запрещено ставить клеймо «Большой герб» на самоварах. Пренебрегая всеми правилами, братья Тейле ставят клеймо Торгового дома «Поставщик двора его величества наследник И. Г. Баташева — Н. И. Баташев в Туле», герб и оттиски медалей. Наследники В. С. Баташева возбудили уголовное дело в связи с тем, что только они одни имели право ставить на своих самоварах герб. Судебное дело тянулось несколько лет, в результате самовары, выпущенные Торговым домом Тейле с клеймами с изображением герба, были уничтожены, а владелец подвергнут штрафу.
Росли барыши тульских самоварных королей, роскошней становились их хоромы, модернизировались и расширялись фабрики, и только положение рабочих, от зари до зари ливших, чеканивших и чистивших самовары на славу Туле, не улучшалось.
Тяжелые условия труда вынуждали рабочих на борьбу. Так, в октябре 1898 года, в апреле 1901 года бастовали рабочие на фабрике братьев Баташевых, в марте — апреле 1903 года — на фабрике братьев Шемариных, в январе 1905 года — на фабрике И. Капырзина и В. Малаховцева, братьев Баташевых, в январе 1907 года — на фабрике Н. Баташева. Борьба рабочих продолжалась.
С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями, а в 80-е годы XIX века на крупных самоварных фабриках применяются нефтяные и паровые двигатели, осуществляется переход на штамповальное производство крышек, заглушек. Некоторые фабриканты пользовались услугами патронного завода, на котором имелись мощные прессы.
К 1908 году 1/4 часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появление машин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда мало изменились, в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитых химикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателей внутреннего сгорания.
Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой.
Простотой к производстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары, предназначенные для массового потребителя.
С 80-х годов XIX века самовары стали покрываться никелем. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края с Нижегородской ярмарки.
Между тем с середины XIX века чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.
Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома.
Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. Эти самовары необычны по форме, удобны в транспортировке (съемные ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке). По форме они многогранные, кубические, иногда цилиндрические. В Туле во второй половине XIX века подобные самовары выпускали фабрики Пелагеи Гудковой и наследников Ивана Капырзина.
Во второй половине XIX -- начале XX века многие самоварные детали, такие, как краны, душнички, шишки, можно было приобрести на складах, в магазинах как готовую для реализации продукцию. На кранах и других деталях самовара мы встречаем номера первый, второй, третий и т. д., обозначающие их размер. И сейчас подобные номера можно встретить на самоварах того периода.
В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров — керосиновый, самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение Воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды''.
Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика прусского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дешев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.
В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К" выпустила самовар со съемным кувшином — самовар «Паричко». Его изобрел инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета «Тульская молва» за 1908 год писала о самоварах «Паричко» как о выдающейся новости, как о хорошем подарке к празднику'2. Самовар, хранящийся в краеведческом музее, имеет клеймо: «Самовар «Паричко». Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°».
Самовары, сделанные руками тульских мастеров, - это подлинные произведения искусства, и мы вправе отнести их к предметам прикладного искусства.
« Тульский самовар»
Тула. Приокское книжное издательство.
Редактор С.Д. Ошеневский
Художественный редактор Н.В. Акиншин
Технический редактор М.В. Аршинова
Корректор Л.Н. Иванченко
1989г.