Материалы для изготовления самоваров
Материалы для изготовления самоваров
Главными материалами для самоваров, как и для другой металлической посуды, служили медь красная, медь зеленая и медь желтая. Цена самовара зависела от материала, размера и фасона изделия. «Самовары, самовары, самовары медны, из-за вас-то, самовары, люди стали бедны!» - сетует неизвестный покупатель конца XIX века.
Медь - цветной металл красного цвета, мягкий, пластичный, тугоплавкий, обладающий высокой теплопроводностью. Его легко обрабатывать - ковать, шлифовать, чеканить, гравировать, у него высокая антикоррозийная стойкость. хотя во влажной или кислотной среде медь быстро покрывается темной патиной. Все эти характеристики идеально подходят для производства посуды. В XVI - XVII веках посуда была очень дорогой, например, на том же Урале местное население отдавало за медный котел столько соболей и чернобурых лисиц, сколько в нем могло уместиться, причем меховую рухлядь плотно уминали. Освоение рудных богатств края привело к тому, что с начала XVIII века дефицитная медь стала добываться во все возрастающем количестве, а в 1750-е годы ее уже вывозили за границу. Первые самовары в основном делали из меди, но позже стали использовать сплавы меди - латунь и томпак. По сравнению с чисто медными, такие изделия были прочнее и дешевле. Поэтому красные, то есть медные самовары встречаются реже, чем розовато-оранжевые (томпаковые) и золотисто-желтые (латунные). Самовары из латуни и томпака часто патинировали, и тогда они принимали красивый зеленоватый или коричневый оттенок. Латунь серебрили ртутным или гальваническим способом или покрывали сверху тонким листом серебра (плакирование).
Латунь называют зеленой медью из-за цвета, золотисто-желтого с зеленоватым отливом. Меди в сплаве должно быть не менее 55%. Этот металл гораздо прочнее, тверже. чем медь, а главное, дешевле. Для производства самоваров использовали заготовки латуни в виде листов или полос металла толщиной от 0,5 до 5 миллиметров. Сначала листовую латунь или медь получали с помощью проковки куска металла до заданной толщины, позднее — методом проката. При прокате листы получаются более тонкими, площадь их увеличивается, соответственно уменьшается вес. Поэтому у старинных самоваров более толстые стенки корпуса, и они гораздо тяжелее современных, хотя размеры могут быть сходными. Вариантом медного сплава является томпак или желтая медь, или принцметалл, или «поддельное золото». В сплаве, кроме меди, присутствует цинк, олово, свинец, причем цинка относительно мало (от 3 до 20%). По технологическим качествам томпак близок к меди, по цвету - к золотым сплавам. Поэтому его использовали для декоративной посуды или дешевых ювелирных изделий, имитирующих золотые. Самовары из томпака «будучи дороже, красивее, роскошнее и деликатнее прочих, расходятся преимущественно по домам знатных, к лицам значительным и богатым», - так утверждала газета «Тульская молва». В Москве, Петербурге, Варшаве на самоварных фабриках использовали мельхиор, белый металл, накладное серебро. В Туле мельхиор использовали в очень редких случаях для заказных, подарочных самоваров.
Мельхиоровые самовары (из сплава меди, никеля и цинка в пропорциях 60:20:20) или из белого металла (разновидность мельхиора, с добавлением еще 3% олова и 2% железа) очень точно имитировали серебряные, такого же серебристо-белого цвета.
Для декорирования медных или латунных самоваров использовали накладное серебро: медную основу покрывали оловом, затем накладывали серебряную фольгу и прогревали паяльником, чтобы олово припаивало фольгу к основе, затем изделие полировали.
Встречаются самовары из золоченой бронзы, тульской стали, чугуна. В наиболее состоятельных кругах русского общества стали появляться серебряные самовары, но их количество было очень незначительным. Сам факт появления таких дорогостоящих изделий свидетельствует о том, что самоварам, как предметам быта, придавалось очень большое значение.
В первой половине XIX века в России начали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый спрос и в кругах среднего по достатку городского населения и в семьях дворян и даже при царском дворе.
При работе с накладным серебром брали две пластины, медную, более толстую и серебряную - гораздо тоньше, пересыпали их бурой и затем накаливали, при этом серебро плотно приставало к меди. Не давая остыть, пластину прокатывали между вальцами. Из таких пластин изготавливали предмет.
В 1880-х годах медные и латунные самовары начали никелировать. Никель - цветной металл желтовато-белого цвета с сильным блеском. На воздухе он не тускнеет, в чистом виде не окисляется. Открыт никель был в XVIII веке, но его широкое промышленное использование началось во второй половине XIX века. Никелирование самоваров проводилось в защитных и декоративных целях. Тонкий слой никеля защищал латунную поверхность самовара, придавая ему нарядный, праздничный вид. Кроме того, такие самовары не нуждались в чистке, тем более что различные тогдашние смеси могли просто содрать тонкий защитный слой.
«Летопись Великоустюжекая» сообщает о хрустальном самоваре. Есть сведения о том, что делались самовары из майолики.
В литературе часто встречается одно определение самовара, имеющее отношение непосредственно к материалу, из которого он сделан. Например, в книге «Путешествие от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно» есть такое определение: «...на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара». Речь здесь идет не о грязи, копоти или мыли. «Нечищенный» в данном случае - это латунный или медный самовар, поверхность которого покрылась темной патиной.
Потемнение медной поверхности, утрата блеска - процесс обычный для этого материала при воздействии на него влаги. К праздникам самовар обязательно надраивали до «зеркального блеска», «до золотого сияния», а особо усердные хозяйки чистили самовары регулярно один раз в неделю. Для такой чистки использовали различные доморощенные чистящие смеси: смесь поваренной соли и уксуса, смесь керосина и мелко толченого кирпича. Убирали темные пятна с поверхности самовара и с помощью слабых растворов органических кислот - хлебного кваса или настойки бузины.
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М.
В. Мичков и др.
Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой