Знаменитые и редкие самовары
Знаменитые и редкие самовары
Люди побогаче заказывали самовары с пышными элементами в различных художественных стилях. Необычной могла быть и форма самого тулова. Были образцы в виде античной вазы, урны, бочонка или даже петуха, поросенка. Сам корпус отчеканивался из серебра, мельхиора или латуни ложчатым или рокайльным орнаментом и декорировался цветочными гирляндами, накладками из листьев и т.п. Самовар с богатым орнаментом уже не воспринимался как бытовая вещь, а становился высокохудожественным произведением искусства, атрибутом роскоши в богатом доме. Естественно, такой самовар был оригинальным изделием и становился главной гордостью заказчика. Под него уже полностью подбиралась сервировка, а иногда даже менялся и интерьер, создавались специальные чайные комнаты. Как отмечал декабрист Н. А. Бестужев, известный писатель, историк, экономист и живописец, самовар заменял в России камины, около которых во Франции и Англии собирались кружки. В самом деле, самовар стал одним из отличительных признаков русской культуры, как бы эмблемой русской национальности. |
![]() |
В Мемориальной избе в Филях хранится самовар-бочонок великого русского полководца М. И. Кутузова, сопровождавший в обозе генерал-фельдмаршала во всех его походах.
Зачастую самовары изготавливали по эскизу художника на заказ, для них отливали специальные чугунные оправки.
![]() |
Задумывались такие самовары очень нарядно, стоили баснословно дорого и выпускались в небольших количествах. Таким заказным самоваром был «Петух», эскиз для которого, как считается, разработал художник В. М. Васнецов. Самовар предназначался для показа на Всемирной промышленной выставке и Вене в 1873 году. Он и вправду был похож на сказочного петушка: ножки - курьи лапки, ручки напоминают растопыренные крылья, кран имитирует петушиную голову с клювом и кудрявым гребешком. На высокой трубе безымянный мастер вычеканил надпись - «Самовар, что море Соловецкое. Пьют из него за здоровье молодецкое», а на конфорке вывел славянской вязью: «Без соли, без хлеба плохая беседа» и «Самовар кипит, уходить не велит». Запечатлена на нем и еще одна «петушиная мудрость»: «Где есть чай, там и под елью рай». |
В немногих частных коллекциях встречаются необычные самовары «Паровозики», такие модели на заказ делали в Петербурге. Собственно, это были уже не самовары, а бульотки - сосуды для кипячения воды с помощью спиртовой горелки.
Не всегда оригинальные штучные самовары могли удивить мир, не всегда они попадали на выставки. В экспозиции музея «Тульские самовары» есть чудо-самовар, который был изготовлен в единственном экземпляре, что называется, «про себя». Он похож на старинный русский терем, только не из дерева, а из латуни и меди. На фигурных ножках в виде солдат русской армии середины XV11I века, с ажурным медным кружевом, украшающим свесы крыши, с необычным краном (это рука одного из солдат, вытянутая вперед), он готов поспорить с любым выставочным медалистом.
Изготавливали на фабриках и подарочные варианты самоваров специально в дар для какого-либо высокого лица. В таких случаях разрабатывали отдельно новую модель, с изящной и нарядной отделкой, как это было с самоваром для Александра I. изготовленным на фабрике братьев Черниковых в 1818 году. Материалом был выбран томпак (сплав меди и цинка, по цвету напоминающий золото), бронзовые накладные элементы в виде львиных голов, доспехов и лавровых венков, были вызолочены. Кран в форме головы хищной птицы, фигурка играющего на лютне ангела на колпачке-заглушке, львиные лапы-ножки - все как нельзя более полно воплощало торжественное настроение общества после победы 1812 года. Теперь этот самовар хранится в музее Московского Кремля. Иногда использовали уже существующий фасон, но дополняли его гравировкой. Именно так поступили наследники Василия Баташева. когда в 1909 году готовили подарочные самовары для семьи Николая II: для великих княжон и цесаревича взяли модели из прейскуранта фабрики, предлагаемые на заказ и изготавливаемые мелкими сериями, а для самого императора изготовили самовар по новому образцу. |
![]() |
Практика повторения эксклюзивных подарочных вариантов на заказ для любого состоятельного клиента, пожелавшего иметь такой же самовар, как «у государя-императора», была достаточно распространена. Было бы глупо не использовать красивую удачную модель, имея готовые гранные формы, специально отлитые оправки и мастеров, способных повторить данное изделие. Конечно, абсолютно точно модель не копировали; большая доля ручного труда, индивидуальный стиль мастера вносили некоторые отличия. Использовали в основном форму корпуса, основные элементы отделки, но мелкие детали практически не повторялись.
В 1896 году на празднование коронации Николая II наследники Василия Баташева приготовили подарок - самовар-вазу на трех витых, с растительным орнаментом, ножках, украшенный чеканным и накладным орнаментом из виноградных лоз и листьев. Четыре овальных вогнутых медальона украшали корпус, на одном из них стояла монограмма «НА в обрамлении венков, императорская корона венчала изображение. Отдельные фрагменты корпуса были вызолочены. (В настоящее время самовар находится в фондах Государственного музея Эрмитаж.) В качестве рекламы изделий фабрики изображение этого самовара наследники размещали в своих прейскурантах и рекламных листках.
При посещении Тулы государем-императором Николаем 11 и 1909 году самовары фабрики «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле» были выбраны для преподнесения в дар августейшей фамилии.
На право изготовить подарок императорскому семейству претендовали и другие фабриканты: братья Шемарины. появившиеся на рынке в самом конце XIX века, также подали прошение о разрешении преподнести цесаревнам и наследнику самовары с приборами работы их фабрики. Канцелярия двора императрицы Александры Федоровны (супруги Николая II) склонялась первоначально к выбору Шемариных. Для этого были веские аргументы - в Туле у Шемариных работало 2 крупных фабрики. и сравнительно молодое предприятие уже успело заслужить немало наград на различных выставках.
Но более престижные награды фабрики наследников В. С. Баташева перевесили награды молодых конкурентов, и подарки изготовили именно наследники Василия Баташева. Теперь -царские- самовары хранятся в музее «Тульские самовары» в городе Туле. Самовары, подаренные Великим княжнам и цесаревичу, принадлежали к типу «детских», объем их не превышал 1* 2 стаканов воды, но пользоваться ими было можно, растапливая лучинками и веточками. Это были самовары-игрушки для детей состоятельных родителей.
К каждому самовару прилагался поднос, а к самовару для цесаревича - еще и маленькая полоскательная чаша. У каждого самовара был свой фасон, но материал и размер у всех одинаков - это никелированная латунь, 0,125 литра. Для Великой княжны Ольги, самовар был изготовлен в форме «вазы» с круглыми выпуклыми медальонами и рельефом в виде листьев; для высокой и стройной Татьяны - изящная стройная «рюмка» с вертикальными ручками; для Марии - самовар -ваза» с широким вогнутым медальоном-«зеркалом»: для младшей Анастасии - самовар «шар» на трех витых ножках; для наследника Алексея - самовар, похожий на греческую амфору с конфоркой в виде короны. На каждом из самоваров стояло клеймо – «Товарищество наследников Василия Степановича Баташева», на самоварчике наследника - еще и надпись «На память из Тулы 1909».
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.
Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой