Традиционные (народные) формы самоваров
Традиционные (народные) фасоны самоваров
К середине XIX века дворянство перестало быть единственным потребителем продукции самоварного производства. Чаепитие в России вошло в быт широких слоев населения.
Разнообразие стилей жизни и вкусов покупателей самоваров той поры вызывает к жизни многообразие самоварных фасонов. Именно во второй половине XIX века появляется множестве форм самоваров, которых не было раньше, но которые впоследствии стали традиционными.
Самовары различаются формой, объемом, материалом: медные, латунные, латунно-никелироваиные (две части меди + одна часть цинка), латунные никелированные, томпаковые (82% меди и 18% цинка), мельхиоровые (сплав меди, цинка и никеля, наиболее похож на серебро), а также художественным оформлением: формой поддона (круглый, квадратный), ручек, вертка (решетка, ветка).
В XIX веке вырабатывается ряд стандартизированных образцов, удобных для массового производства. Технический прогресс привел к более узкой специализации мастеров по выделке отдельных частей и деталей самовара, Со временем крупные фабрики начинают заниматься только сборкой и окончательной отделкой самоваров. Форма, трактовка деталей, мотивы декора
становятся скорее признаком эпохи, вкусов времени, а не лицом фабрики, мастерской или творческим почерком мастера.
Стандартизируются детали самоваров, а вместе с ними -формы и декор. Разделение труда и технические новшества (например, никелировка) со второй половины XIX века приводят к снижению цены на самовары и вместе с тем - к снижению их общего художественного уровня.
Во второй половине XIX столетия размеры и емкости самоваров были крайне разнообразны - от стакана до двадцати литров. Цвет изделий зависел от металла, из которого их делали: серебро, красная медь, латунь, томпак (сплав меди и цинка; имел насыщенный красноватый оттенок), накладное серебро, хотя для некоторых самоваров использовали и нехарактерные материалы - сталь и чугун.
Самым крупным центром производства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столицей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжинами. Самоварные изделия широко завоевывают рынок. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевлению производства происходит унификация форм и декора самоваров. Основными становятся самовары-«вазы». «рюмки», цилиндрические «банки». Их можно было встретить в семьях рабочих, зажиточных крестьян, в купеческих домах, на постоялых дворах, в чайных и трактирах.
Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные названия. указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза-. «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте - «византийском стиле», в стилистике «нео-классики», «неорококо» и других направлений историзма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.
Самыми массовыми становятся самовары «банки», гладкие, цилиндрической формы. По стоимости они были самыми дешевыми, доступными для простого, небогатого, человека. Именно эту формы выбирают для самоваров трактирных и магазинных, предназначенных для уличной торговли.
Самовар-репка», нарядный, никелированный, стоил несколько дороже, и его часто называли ещё купеческим.
Одной из самых популярных форм становится «рюмка» - корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напоминает ножку рюмки.
Самовар с круглым туловом назывался самовар - «шар». В Туле их также называли «персидские» - именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, в страны востока: Персию. Турцию.
Самовары яйцевидной формы - «яйцо» и «яйцо пасхальное» (верхняя часть у такого самовара была намного уже, чем нижняя, у просто яйцевидного - наоборот); самовары в форме груши, самовары в виде чаши - именно они становились любимцами российских семей, самых разных по своему достатку и положению.
По-прежнему популярными оставались «вазы», но теперь их поверхности расчеканиваются гранями, «ложка-
-. -колонками», «медальонами», «овалами». Некоторые фрагменты корпуса украшаются гравировкой, ручной и механической. Форма вазы прижилась и просуществовала вплоть до нашего времени, в силу своей декоративности ее
использовали для производства самоваров, предназначенных для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии. Эти группы населения красоту видели, прежде всего, в наличии многочисленных декоративных деталей,
пышности внешнего вида изделий, в богатстве и изощренности внешнего облика. Дорогие самовары-вазы украшали пышным орнаментом в духе «рококо»-накладными бордюрами из рельефных листьев, цветов и раковин из накладного серебра, мельхиора, к ним обязательно полагался поднос и сервиз из такого же металла. Подобные самовары выпускали не только в Туле, Москве, Петербурге, но и в Царстве Польском (часть Польши входила в состав Российской империи) на фабриках Фраже, Плешкевича, Хеннеберга.
На рубеже XIX и XX веков на оформление самоварного корпуса начинает оказывать влияние новый стиль - модерн.
Стремление выявить форму, подчеркнуть функциональное назначение вещи, желание избежать перегруженности декоративными деталями - эти черты нового стиля нашли отражение в таких самоварных фасонах, как «паук», «желудь», «тюльпан».
Дух времени нашел свое воплощение в новом отношении к фабричной продукции. Красоту начинали видеть в точности машинного исполнения. к предмету предъявлялись, прежде всего, требования функциональности. Широко распространились в начале XX века такие простые геометрические формы, как банка, яйцо, шар.
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.
Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой