Гильдия мастеров Тулы
0
Корзина
История русского самовара

Самовар в интерьере

Самовар в интерьере

Богато орнаментиро­ванный самовар при его утилитарном на­значении восприни­мается уже и как вещь художественная, как произведение декора­тивно-прикладного искусства: он включа­ется в сервировку сто­ла, в оформление ин­терьера.

К самовару обяза­тельно прилагался поднос, он предохра­нял стол от нагрева, с ним процесс чаепития из самовара стано­вился более удобным, изящным. Подносы изготовлялись на тех же самоварных фаб­риках, их предлагали покупателям в комп­лект к самоварам, из тех же материалов. что и самовары, то

есть из латуни, меди, латуни никелированной. Формы под­носов были самые разные: круглые, овальные, прямоуголь­ные. Наиболее предпочтительной считалась форма «про­долговатый» или "полукруглый». Поднос был вытянутой прямоугольной формы, но одна из коротких сторон была закруглена. Другим популярным фасоном самоварных под­носов считался «Петербургский», так в некоторых прейску­рантах называли поднос сложной формы, состоящий из двух частей: к неширокому прямоугольнику, к одной из его коротких сторон, был присоединен круг. В прямоугольной части подноса обычно размещался самовар, а в круглой ча­сти - полоскательные чашки и другая чайная посуда. Все старинные подносы были с широкими, отогнутыми наружу бортиками, часто с рельефными орна­ментами, гравиров­ками, центральная часть подноса тоже могла быть украшена гравировкой, обычно растительного ха­рактера. В самовар­ный комплект входи­ли также полоска­тельные чашки или полоскательницы, предметы достаточ­но специфичные. предназначенные именно для самова­ров.

Такая чашка под­ставлялась под само­варный кран, в нее сливали остаток воды из нижней части самоварного кор­пуса, остатки чая из чашек после чаепития. Полоскатель­ницы представляли собой невысокие и широкие сосуды на ножке-подставке с широким плоским основанием. Форма тулова полоскательницы была в виде круглой чаши (фасон «Обыкновенный») или в виде широкого и короткого цилиндра, чуть зауженного кверху, с отогнутым на­ружу верхним краем (фасон «Рафаэль»).

К серебряным и мельхиоровым самоварам изысканных форм полагались металлические сервизы, составлявшие с ними единый ан­самбль. В самоварный сервиз, кроме подноса и полоскательницы, входили еще и заварочный чайник, сливочник или молочник, сахарница, полос­кательная чашка, щипцы и чай­ные ложки. Иногда добавляли чайное ситечко. Поднос в этих случаях был только прямоуголь­ный, специальный «сервизный», то есть достаточно широкий, по чти квадратный, чтобы все пред меты могли разместиться на нём вместе с самоваром. Подобные самоварные сервизы, в частности, были представлены на всемирной выставке в Париже в 1900 году фабриками наследников В. С. Баташева, братьев Шемариных, Алексея и Ивана Баташевых (младшие представи­тели знаменитой фирмы «братья Баташевы»).

В богатых семьях заводили по два са­мовара: один на каж­дый день, другой для праздников и гостей.

Ставили самовар в гостиной, в угол, или у стены на спе­циальный самовар­ный столик или полу-буфет. Бывали дома, где устраивалась спе­циальная чайная комната, в которой, конечно, главенство­вал самовар.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009

Генеральный директор С. Б. Бажора

Руководитель проекта К. Б. Харченко

Составление и подготовка текста:

Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев

Научный консультант С. П. Калиничев

Редактор В. И. Грушецкий

Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.

Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой 




Нажимая на кнопку «Перезвоните мне», Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности