Знаменитые и редкие самовары
Фасоны самоваров
Самовары-аристократы На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса. До середины XIX века чаепитие распространялось преимущественно в дворянских кругах, для остального населения чай оставался по-прежнему дорогим и малоизвестным напитком, поэтому и формы самоваров отражают прежде всего вкусы образованных, аристократических слоев общества. |
|
|
В XVIII веке самовар уже имел все те отличительные черты и конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас - это наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачка-заглушки. При этом первые самоварные формы повторяли традиционный облик русской медной посуды - братины, чаши, часто использовали форму бочонка. |
В первый период своего существования самовар использовался только в высшем слое русского общества - дворянском. Обусловлено это было тем, что чай появился в России лишь в начале XVII века, а обычаи чаепития сложились только к середине XVIII столетия. Формы самоваров второй половины XVIII века уже тяготеют к вертикальному построению даже в тех случаях, когда мастер по-прежнему находится под обаянием традиционных форм русской посуды. Ощутимее становится своеобразие его конструкции, отдельные части которой уже обыгрываются декоративно. |
|
|
Сохранившиеся самовары 1740 - 1760-х годов состояли из двух частей: шарообразного съемного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная труба, служившая для тяги, и стационарной подставки-поддона с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги. Эти первые самовары и внешне, и по своему устройству были похожи на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», служившие для кипячения воды и бытовавшие в Англии в 1740 - 1770-е годы. |
Наряду с самоварами-чайниками во второй половине XVIII века делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, еще отдельную крышку. Подобные самовары были очень удобны и долго сохранялись в быту, особенно в провинциальных городах. |
|
|
Тулово расчеканивалось также орнаментом из изящных мелких завитков, украшалось изображениями цветочных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов (масок), поясками растительного или геометрического орнамента. |
На рубеже XVIII и XIX столетий в моду снова входят самовары, связанные формой с устоявшимися образцами бытовых вещей из меди и дерева. Это четырех-, шести- и восьмигранные самовары, самовары в виде бочонка, самовары со съемными ножками, так называемые «дорожные». Тулово самовара этой формы, обязательно с рельефными кольцеобразными выступами, имитирующими обручи, располагалось в горизонтальном положении; кран часто был выполнен в виде фигурки рыбки; ручки, как правило, вислые, на шарнирах - весь общий облик напоминал бочонок на высоком поддоне с ножками. Самовары начала XIX в. отличаются необычной формой (самовар-«бочонок», самовар-«кух-ня» в форме древнерусской братины, самовар дорожный «Теремок»). Самовары такой формы пользовались особой популярностью среди офицеров русской армии, с обозами которой они впоследствии попали в завоеванный Париж. Именно тогда многие жители центральных европейских стран смогли познакомиться с русским самоваром, удивляясь простоте его устройства и удобству в использовании. Самовары подобных форм изготовляли в Туле на фабрике Назара Лисицина, в 1810-1820-е годы - на лакировальной фабрике в Петербурге и в других местах. |
|
|
В начале XIX столетия спрос на самовары был уже столь велик, что, помимо ранее существовавших центров - Урала, Тулы, Москвы, -возникли новые фабрики и мастерские в других городах. Изготовлением самоваров занимались и мастерские по производству золотых и серебряных изделий. В эти годы воспроизводятся ампирные образцы самоваров, для которых свойственны благородство линий и изящество отделки. Для этого периода характерно не только удивительное разнообразие форм (ампирные вазы, бочонки, колонны с каннелюрами), но и известная дифференциация самоваров по их назначению. Помимо обычных самоваров, делались самовары-кофейники, дорожные самовары, бульотки, предназначенные для сохранения температуры воды. |
Последний этап развития классицизма - ампир (от фр. empire «империя») - сложился в первой трети XIX века. Русский ампир, отразивший национальный подъем времен Отечественной войны 1812 года, был проникнут идеями патриотической гордости и воинской славы. Для него было характерно сочетание торжественной приподнятости образа, геометрических правильных форм и великолепия декора. |
|
![]() ![]() ![]() |
С 1830-х годов в общем развитии русского искусства наступил новый этап, характеризуемый поисками нового стиля. Наряду с произведениями классицизма появлялись и другие, в которых прослеживалось обращение к историческим стилям. Это явление получило название эклектики или историзма. Самовары этого периода создавались, в основном, в стиле неогрек. Популярной формой стала форма античного сосуда - кратера. Форма эта была позаимствована у фарфоровых ваз, в большом количестве выпускавшихся в это время Императорским фарфоровым заводом. Сходство с чашей-кратером усиливалось низкой шейкой, как правило, глухой, без решетки. Декорировались такие самовары чрезвычайно скупо: лишь репеёк и место крепления ручек к тулову украшались накладками с рисунком, напоминающим акант. В это время ручки изготавливались без деревянных валиков-держаков, металлическая фигурная накладка соединяла крюки ручек. Одной из возможностей усилить декоративность самовара, избегая использования чисто украшательных деталей, было гранение стенки.
К 1840-м годам приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и кран оформлялись бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. К середине XIX века входит в моду «неогреческий» стиль. Самовар приобретает форму кратера - греческого сосуда для смешивания вина, которая встречается в фарфоровых, хрустальных, каменных вазах. Эту форму заимствовал и самовар. |
Люди побогаче заказывали самовары с пышными элементами в различных художественных стилях. Необычной могла быть и форма самого тулова. Были образцы в виде античной вазы, урны, бочонка или даже петуха, поросенка. Сам корпус отчеканивался из серебра, мельхиора или латуни ложчатым или рокайльным орнаментом и декорировался цветочными гирляндами, накладками из листьев и т.п. Самовар с богатым орнаментом уже не воспринимался как бытовая вещь, а становился высокохудожественным произведением искусства, атрибутом роскоши в богатом доме. Естественно, такой самовар был оригинальным изделием и становился главной гордостью заказчика. Под него уже полностью подбиралась сервировка, а иногда даже менялся и интерьер, создавались специальные чайные комнаты. Как отмечал декабрист Н. А. Бестужев, известный писатель, историк, экономист и живописец, самовар заменял в России камины, около которых во Франции и Англии собирались кружки. В самом деле, самовар стал одним из отличительных признаков русской культуры, как бы эмблемой русской национальности. |
![]() |
В Мемориальной избе в Филях хранится самовар-бочонок великого русского полководца М. И. Кутузова, сопровождавший в обозе генерал-фельдмаршала во всех его походах.
Зачастую самовары изготавливали по эскизу художника на заказ, для них отливали специальные чугунные оправки.
![]() |
Задумывались такие самовары очень нарядно, стоили баснословно дорого и выпускались в небольших количествах. Таким заказным самоваром был «Петух», эскиз для которого, как считается, разработал художник В. М. Васнецов. Самовар предназначался для показа на Всемирной промышленной выставке и Вене в 1873 году. Он и вправду был похож на сказочного петушка: ножки - курьи лапки, ручки напоминают растопыренные крылья, кран имитирует петушиную голову с клювом и кудрявым гребешком. На высокой трубе безымянный мастер вычеканил надпись - «Самовар, что море Соловецкое. Пьют из него за здоровье молодецкое», а на конфорке вывел славянской вязью: «Без соли, без хлеба плохая беседа» и «Самовар кипит, уходить не велит». Запечатлена на нем и еще одна «петушиная мудрость»: «Где есть чай, там и под елью рай». |
В немногих частных коллекциях встречаются необычные самовары «Паровозики», такие модели на заказ делали в Петербурге. Собственно, это были уже не самовары, а бульотки - сосуды для кипячения воды с помощью спиртовой горелки.
Не всегда оригинальные штучные самовары могли удивить мир, не всегда они попадали на выставки. В экспозиции музея «Тульские самовары» есть чудо-самовар, который был изготовлен в единственном экземпляре, что называется, «про себя». Он похож на старинный русский терем, только не из дерева, а из латуни и меди. На фигурных ножках в виде солдат русской армии середины XV11I века, с ажурным медным кружевом, украшающим свесы крыши, с необычным краном (это рука одного из солдат, вытянутая вперед), он готов поспорить с любым выставочным медалистом.
Изготавливали на фабриках и подарочные варианты самоваров специально в дар для какого-либо высокого лица. В таких случаях разрабатывали отдельно новую модель, с изящной и нарядной отделкой, как это было с самоваром для Александра I. изготовленным на фабрике братьев Черниковых в 1818 году. Материалом был выбран томпак (сплав меди и цинка, по цвету напоминающий золото), бронзовые накладные элементы в виде львиных голов, доспехов и лавровых венков, были вызолочены. Кран в форме головы хищной птицы, фигурка играющего на лютне ангела на колпачке-заглушке, львиные лапы-ножки - все как нельзя более полно воплощало торжественное настроение общества после победы 1812 года. Теперь этот самовар хранится в музее Московского Кремля. Иногда использовали уже существующий фасон, но дополняли его гравировкой. Именно так поступили наследники Василия Баташева. когда в 1909 году готовили подарочные самовары для семьи Николая II: для великих княжон и цесаревича взяли модели из прейскуранта фабрики, предлагаемые на заказ и изготавливаемые мелкими сериями, а для самого императора изготовили самовар по новому образцу. |
![]() |
Практика повторения эксклюзивных подарочных вариантов на заказ для любого состоятельного клиента, пожелавшего иметь такой же самовар, как «у государя-императора», была достаточно распространена. Было бы глупо не использовать красивую удачную модель, имея готовые гранные формы, специально отлитые оправки и мастеров, способных повторить данное изделие. Конечно, абсолютно точно модель не копировали; большая доля ручного труда, индивидуальный стиль мастера вносили некоторые отличия. Использовали в основном форму корпуса, основные элементы отделки, но мелкие детали практически не повторялись.
В 1896 году на празднование коронации Николая II наследники Василия Баташева приготовили подарок - самовар-вазу на трех витых, с растительным орнаментом, ножках, украшенный чеканным и накладным орнаментом из виноградных лоз и листьев. Четыре овальных вогнутых медальона украшали корпус, на одном из них стояла монограмма «НА в обрамлении венков, императорская корона венчала изображение. Отдельные фрагменты корпуса были вызолочены. (В настоящее время самовар находится в фондах Государственного музея Эрмитаж.) В качестве рекламы изделий фабрики изображение этого самовара наследники размещали в своих прейскурантах и рекламных листках.
При посещении Тулы государем-императором Николаем 11 и 1909 году самовары фабрики «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле» были выбраны для преподнесения в дар августейшей фамилии.
На право изготовить подарок императорскому семейству претендовали и другие фабриканты: братья Шемарины. появившиеся на рынке в самом конце XIX века, также подали прошение о разрешении преподнести цесаревнам и наследнику самовары с приборами работы их фабрики. Канцелярия двора императрицы Александры Федоровны (супруги Николая II) склонялась первоначально к выбору Шемариных. Для этого были веские аргументы - в Туле у Шемариных работало 2 крупных фабрики. и сравнительно молодое предприятие уже успело заслужить немало наград на различных выставках.
Но более престижные награды фабрики наследников В. С. Баташева перевесили награды молодых конкурентов, и подарки изготовили именно наследники Василия Баташева. Теперь -царские- самовары хранятся в музее «Тульские самовары» в городе Туле. Самовары, подаренные Великим княжнам и цесаревичу, принадлежали к типу «детских», объем их не превышал 1* 2 стаканов воды, но пользоваться ими было можно, растапливая лучинками и веточками. Это были самовары-игрушки для детей состоятельных родителей.
К каждому самовару прилагался поднос, а к самовару для цесаревича - еще и маленькая полоскательная чаша. У каждого самовара был свой фасон, но материал и размер у всех одинаков - это никелированная латунь, 0,125 литра. Для Великой княжны Ольги, самовар был изготовлен в форме «вазы» с круглыми выпуклыми медальонами и рельефом в виде листьев; для высокой и стройной Татьяны - изящная стройная «рюмка» с вертикальными ручками; для Марии - самовар -ваза» с широким вогнутым медальоном-«зеркалом»: для младшей Анастасии - самовар «шар» на трех витых ножках; для наследника Алексея - самовар, похожий на греческую амфору с конфоркой в виде короны. На каждом из самоваров стояло клеймо – «Товарищество наследников Василия Степановича Баташева», на самоварчике наследника - еще и надпись «На память из Тулы 1909».
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.
Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой