Агрегаты для нагревания воды в других странах
Агрегаты для нагревания воды в других странах
РИМ
Еще в прошлом столетии европейские ученые, публикуя и описывая найденную в Помпеях бронзовую аутепсу (authepsa), утверждали, что это и есть «первый самовар». Аутепса напоминает римскую крепость в миниатюре, сделанную из бронзы, квадратную в плане и обнесенную двойными зубчатыми стенками, наполняемыми водой. В середину укладывали горячие угли, над которыми можно было варить пишу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода,
потом она выпускалась через кран. Такие приборы в Южной Италии и Греции служили также для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами. В Помпеях обнаружили и «самонагревающиеся» сосуды. Каэда (caeda) служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Каэда, найденная при раскопках богатой виллы в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э., представляла собой великолепную бронзовую вазу с краном, островерхой крышкой и тремя звериными лапами-ножками. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток, через горизонтальную трубку он выливался, а через отвесную отводную трубочку, соединенную с первой, выходил пар. С другой стороны, через трубку с воронкой, имеющую вид чаши, добавляли напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей.
АНГЛИЯ
Похожие на самовар самоварящие сосуды были распространены и в Англии в первой половине XVIII века. Они состояли из двух частей: объемное тулово с тяговой трубой внутри и поддон с жаровней. Назывались они «чайная ваза» или «чайная урна».
Самовары в Китае
«Самоварящие» приборы в Китае называются «хо-го» (дословно - «огненный котел»). В них имеется глубокая металлическая чаша, установленная на поддоне. Как и самовар, она имеет трубу и поддувало. Чаша может закрываться крышкой, а может быть открытой. Труба закрывается откидной крышкой, состоящей из двух неодинаковых по размеру створок, что позволяет регулировать скорость сгорания углей в поддоне и температуру в чаше. Крана у подобных устройств не было - за ненадобностью. В северных районах Китая в таких агрегатах готовили суп - сначала кипятили воду, потом добавляли в кипяток специи, нарезанные очень тонкими полосками куски мяса, рыбы, овощи, зелень и т.д. По мере готовности эти компоненты из супа вынимались палочками и съедались, когда все «закуски» были сварены и съедены, в получившийся очень густой бульон добавлялась лапша, которая, развариваясь, вбирала в себя всю оставшуюся жидкость. Лапша в северных районах считалась основной едой и завершала трапезу. Таким образом, в одной и той же посуде сразу же готовили несколько блюд и съедали их горячими, по мере готовности.
Для подогрева воды китайцы и японцы традиционно использовали специальные кувшины с решёткой - цибати или чайники. Чай заваривали прямо в чашках.
Самовары в Иране
В самоварной культуре существуют аналоги в Иране, и эмигранты повсюду ее сохраняют. В Иране самовары используются, как минимум, уже два века, а электрические, газовые или на жидком топливе (нефтяное топливо) все еще повсеместно распространены. Самовар в персидском произносится как samāvar (سماور)
Иранские мастера использовали элементы персидского искусства в производстве самоваров. Иранский город Боруджерд был основным центром производства, а несколько мастерских все еще выпускают самовары вручную. При производстве боруджерских самоваров используется немецкое серебро и элементы известного направления искусства Varsho-Sazi. Эти самовары являются типичными представителями иранского искусства, и часто экспозируются на выставках в иранских и зарубежных музеях.
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.
Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой