Гильдия мастеров Тулы
0
Корзина
История русского самовара

Агрегаты для нагревания воды в других странах

Агрегаты для нагревания воды в других странах

РИМ

Еще в прошлом столетии европейские ученые, публикуя и описывая  найденную  в  Помпеях  бронзовую  аутепсу (authepsa), утверждали, что это и есть «первый самовар». Аутепса напоминает римскую крепость в миниатюре, сделан­ную из бронзы, квадратную в плане и обнесенную двойными зубчатыми стенками, наполня­емыми водой. В середину укла­дывали горячие угли, над кото­рыми   можно   было   варить пишу, установив на треножни­ке котел. В то же время в двой­ных стенках нагревалась вода,

потом она выпускалась через кран. Такие приборы в Южной Италии и Греции служили также для отопления жилища, на­ряду с жаровнями и переносными печами. В Помпеях обна­ружили и «самонагревающиеся» сосуды. Каэда (caeda) слу­жила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Каэда, найденная при раскопках богатой виллы в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулка­на Везувий в I веке н.э., представляла собой великолепную бронзовую вазу с краном, островерхой крышкой и тремя зве­риными лапами-ножками. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток, через горизонтальную трубку он выливался, а через отвесную отводную трубочку, соединенную с первой, выходил пар. С другой стороны, че­рез трубку с воронкой, имеющую вид чаши, добавляли напи­ток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей.

АНГЛИЯ

Похожие на самовар самоварящие сосуды были распрост­ранены и в Англии в первой половине XVIII века. Они состо­яли из двух частей: объемное тулово с тяговой трубой внут­ри и поддон с жаровней. Назывались они «чайная ваза» или «чайная урна».

Самовары в Китае

«Самоварящие» приборы в Китае называются «хо-го» (дословно - «ог­ненный котел»). В них имеется глу­бокая металлическая чаша, уста­новленная на поддоне. Как и самовар, она имеет трубу и подду­вало. Чаша может закрываться крышкой, а может быть открытой. Труба закрывается откидной крышкой, состоящей из двух нео­динаковых по размеру створок, что позволяет регулировать ско­рость сгорания углей в поддоне и температуру в чаше. Крана у по­добных устройств не было - за не­надобностью. В северных районах Китая в таких агрегатах готовили суп - сначала кипятили воду, по­том добавляли в кипяток специи, нарезанные очень тонкими полос­ками куски мяса, рыбы, овощи, зе­лень и т.д. По мере готовности эти компоненты из супа вынимались палочками и съедались, когда все «закуски» были сварены и съеде­ны, в получившийся очень густой бульон добавлялась лапша, кото­рая, развариваясь, вбирала в себя всю оставшуюся жидкость. Лапша в северных районах считалась ос­новной едой и завершала трапезу. Таким образом, в одной и той же посуде сразу же готовили несколь­ко блюд и съедали их горячими, по мере готовности.

Для подогрева воды китайцы и японцы традиционно использова­ли специальные кувшины с решёт­кой - цибати или чайники. Чай за­варивали прямо в чашках.

Самовары в Иране

В самоварной культуре существуют аналоги в Иране, и эмигранты повсюду ее сохраняют. В Иране самовары используются, как минимум, уже два века, а электрические, газовые или на жидком топливе (нефтяное топливо) все еще повсеместно распространены. Самовар в персидском произносится как samāvar (سماور)

Иранские мастера использовали элементы персидского искусства в производстве самоваров. Иранский город Боруджерд был основным центром производства, а несколько мастерских все еще выпускают самовары вручную. При производстве боруджерских самоваров используется немецкое серебро и элементы известного направления искусства Varsho-Sazi. Эти самовары являются типичными представителями иранского искусства, и часто экспозируются на выставках в иранских и зарубежных музеях.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009

Генеральный директор С. Б. Бажора

Руководитель проекта К. Б. Харченко

Составление и подготовка текста:

Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев

Научный консультант С. П. Калиничев

Редактор В. И. Грушецкий

Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.

                                                            Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой