Самоварящие сосуды
Самоварящие сосуды
В тридцатых годах XVIII века появляются первые русские серебряные чайники для заваривания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изготовление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самоваров и самоваров-«кухонь», предназначенных для приготовления пищи. От металлической утвари того времени - чайников, мисок н братин - их отличают только скрытые внутри сосуда конструктивные детали в виде жаровни. трубы и поддувала. Такой агрегат по праву назывался «само-варом». потому что позволял, не растапливая русскую печь, без особых хлопот быстро сварить кашу, щи. похлебку, получить кипяток и сохранять его. Самые первые типы русских самоваров - это «нагревательные» чайники и «кухни». Впоследстсвии название «самовар» закрепилось а а агрегатом, предназначенным только для изготовления кипятка и заваривания чая. Его высокая популярность объяснялась простотой использования иухода -его не требовалось мыть после каждого использования, а топить можно было самым разным дешевым и доступным топливом. До середины XIX века основным «индивидуальным» потребителем продукции самоварного производства было дворянство. Самовар являлся не только олицетворением русского гостеприимства и семейного уюта, но и своеобразным выражением материального достатка. Относительно дорогая продукция металлоделательных заводов и мастерских, в том числе и самоварных, была доступна только зажиточным слоям населения. |
![]() ![]() |
Однако в деревне даже в семидесятых годах XIX века самовары водились только в крепких зажиточных семьях.
Типы самоваров по
области применения и объему:
• Каждодневные (из людских комнат).
• Парадные.
• Дорожные.
• Солдатские
(с ремнем для ношения через плечо).
• Для одиноких (солитер); для двоих (тет-а-тет).
• Детские.
• Семейные.
•Магазинные.
•Трактирные.
• Монастырские (до 10 ведер).
Однако одновременно с самоваром существовали нагревательные сосуды, в которых можно было приготовить еду или сбитень, сварить кофе, подогреть или, наоборот, охладить вино. Они во многом были сходны по конструкции с самоваром, но. поскольку отличались от него по назначению, в деталях конструкции у них имелись свои особенности. Грань между такими приборами и «классическими»
самоварами достаточно размыта - например, существовали самовары, которые могли использоваться и для приготовления чая. и для приготовления кофе, сбитенники или чайники могли иметь или не иметь трубу-жаровню, и т.д. Не вдаваясь в спор искусствоведов о том, что является, а что не является необходимым признаком «настоящего» самовара, рассмотрим области применения и назначение самоварящих сосудов» XVIII-X1X веков.
Типы самоваров по назначению:
• -Классические» самовары (для приготовления чая),
• Самовары-кухни (для супа. каши).
• Самовары-сбитенники (сосуд со специальной ручной. чтобы носить горячий сбитень - напиток из меда, шалфея, хмеля, мяты и других трав).
• Самовары-чайники (для приготовления кипятка).
• Самовары-кофейники (для приготовления кофе).
• Бульотки (для подогрева воды и поддержания ее в горячем состоянии).
• «Фонтаны» (своеобразные холодильники, в которых можно было подавать холодные напитки, налитые на кухне).
Самовар-кухня
Самовары-«кухни» всегда имели выраженную форму глубокой миски, чаши, братины или горшка. Это были самые универсальные самовары, в которых одновременно варился обед и кипятилась вода для чая. Конструировались «кухни» по-особому: внутренний объем расчленялся вертикальными перегородками на два или три отсека. Жаровня устраивалась обычно посередине сосуда, что обеспечивало равномерную подачу тепла во все отделения. |
![]() |
Причем каждая часть имела свою крышку. «Кухни» XVIII века использовались в основном для приготовления пищи - в них было только два отделения. Позже, со второй по ловины XIX - начала XX столетия, добавилось отделение для кипячении воды и соответственно - самоварный кран. Для большей изоляции отсеков внутренние перегородки стали значительно выше стенок сосуда.
Ручки делались на шарнирах, с деревянными точеными деталями. С помощью таких ручек «кухни» было удобно переставлять или переносить с места на место. Б свое время самовары-"кухни» были незаменимы в трактирах и на постоялых дворах всей России.
Сбитенник, или самовар-чайник
Эти сосуды - нечто среднее между самоваром и чайником. Они делались в виде круглых чайников, с нагревательной трубой-жаровней внутри и отверстиями-поддувалами в нижней части тулова. Применялись и для кипячения воды, и для приготовления старинного русского напитка - сбитня. Было время, когда сбитень был самым популярным напитком на Руси. Уличные торговцы с чайниками горячего сбитня запечатлены на лубочных картинках и в фарфоровых фигурках начала XIX века. Для приготовления сбитня заваривали в кипятке душистые травы (шалфей, зверобой, валериану, мяту, душицу), добавляли мед и пряности. Пили сбитень только горячим. Для того чтобы торговать горячим сбитнем на ярмарках, базарах, на улицах, в сбитеннике устраивали нагревательную трубу. Такие сбитенники получили распространение в конце XVIII - начале XIX веков, позднее их сменили специальные самовары для уличной торговли Уличные торговцы сбитнем обычно, кроме сбитенника. носили на себе широкий пояс с карманами, в которые вставлялись стаканы или кружки, а через плечо - несколько связок баранок или бубликов. Сбитень носили и в специально изготовленных судах с сильно отведенными носиками. Для сохранения тепла такой сосуд обертывали тряпками. Во второй половине XIX столетия сбитнем торговали уже из обыкновенных самоваров, устанавливаемых на столе прямо на улице. Чайник-самовар более раннего периода точно так же мог предназначаться и для чаепития, и для приготовления сбитня.
Чайник-самовар не вышел из употребления на протяжении всего XIX и начала XX столетий. Но форма его и отдельные части конструкции менялись. Начиная с трид-цатых-сороковых годов XIX века распространенными становятся овальные и восьмиугольные в сечении формы. Внутренняя труба-жаровня перемещается с центра в сторону, ручка укрепляется неподвижно на противоположной носику стенке. Эти кипятильники использовались главным образом в домашних условиях. Постепенно сбитень вышел из употребления, и сосуд для приготовления сбитня полностью «переквалифицировался-на чай. У него появился кран, "Выросли» ножки и ручки. Это была реакция на дороговизну чая: заварник можно было многократно заливать кипятком и «гонять» чаи, правда, уже лишь слегка подкрашенные и почти лишенные запаха. |
![]() ![]() |
Так почему же именно самовар, а не чайник, стал главным спутником чаепития? Тому было несколько причин: во-первых, самовар удобен из-за быстроты розжига и достаточно короткого времени приготовления кипятка. Чтобы растопить дровяную плиту и нагреть на ней такое же количество воды, потребовалось бы гораздо больше топлива, времени и сил. |
![]() |
Рецепт сбитня
На 6 литров воды взять 300 грамм меда, 700 грамм патоки, 5-10 грамм пряностей (корицы, гвоздики, хмеля и мяты), воду вскипятить, добавить все компоненты и кипятить еще 30 минут.
Может быть, именно таким сбитнем когда-то торговали на ярмарках, громко зазывая покупателей: «не пей пива кружку, а выпей сбитню на полушку!».
Дорожные самовары В первой половине XIX века путешествие было делом долгим и утомительным. Не только знаменитые русские дороги и разбойники, но и скверная еда, а зачастую и отсутствие ее на почтовых станциях, были настоящим бедствием для путешественников. Почтовые станции располагались на расстоянии 18-25 верст друг от друга. Гоститиницы и трактиры имелись только при станциях первого и второго разрядов, которые строились в губернских и уездных городах. На станциях 3-4 разрядов при небольших населенных пунктах путешественникам могли предложить только помятый и нечищеный самовар, и горе тому, кто не запасен провизией и собственным дорожным самоваром. |
![]() |
Многие помещики предпочитали способ езды «на долгих», то есть лошадей не нанимали, а пользовались своими. При такой езде снаряжали целый обоз, нагруженный множеством вещей, продуктов, кормом для лошадей. В громоздких дорожных каретах были предусмотрены самые разнообразные приспособления для перевозки провизии и кухонной утвари. Особый большой ящик назначался для харчевого припаса. Для чайного и столового прибора изготовлялся погребец. Там было все: тарелки для стола, ножи, вилки, ложки, столовые и чайные, чашки и чайники, перечница, горчичница, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и прочее. Делались погребцы и поменьше, в виде небольшого ларца, в котором помещался стакан и две деревянные коробки для чая и сахара. Кроме погребца. имелся ящик для дорожного складного самовара. Для удобства транспортировки дорожные самовары часто делались в виде ящичка или прямоугольной коробки со срезанными углами. Реже они имели цилиндрическую форму. Ножки всегда были съемными. Они укреплялись в специальных пазах или просто привинчивались шурупами. Ручки былипростыми, на шарнирах, плотно прилегающими к тулову. даже в дорогих, с богатым убором самоварах. Когда самовар бездействовал, в его резервуар плотно укладывались металлические коробки и фляжка. Некоторые дорожные самовары были устроены таким образом, чтобы внутри одного самоварного корпуса можно было не только кипятить воду, но и заваривать чай. Стенка делила тулово самовара на две части, и у каждого отсека был свой отдельный кран. Некоторые дорожные самовары были устроены таким образом, чтобы внутри одного самоварного корпуса можно было не только кипятить воду, но и заваривать чай. Стенка делила тулово самовара на две части, и у каждого отсека был свой отдельный кран. В дорожных условиях использовались и самовары-кухни. Тулово делилось на несколько отсеков перегородками, отсек для кипячения воды снабжался краном. У каждого отсека была своя крышка и еще одна общая, на весь самовар, ее можно было использовать и в качестве миски. К такому самовару прилагался еще и черпак. Кушанья очень простые, каша или похлебка, долго не остывали, так как горячие угли внутри трубы-жаровни поддерживали их в горячем состоянии. |
![]() ![]() |
Самовары-кофейники Почти одновременно с чаем в России стали пить кофе, который довольно долго составлял чаю серьезную конкуренцию. Кофейные зерна в те времена стоили дорого, поэтому позволить себе благородный напиток могли лишь очень состоятельные люди, как правило, горожане. Появился особый тип самовара-кофейника - небольшой прибор со спиртовкой или выдвижным ящиком для углей. В первой четверти XIX века утилитарная сущность кофейника часто сознательно маскировалась. Столичные самоварщики придавали ему вид колонны с каннелюрами или цилиндра на квадратном постаменте. Кран и ручки делались в виде львиных морд. Кофейные самовары представляли собой сосуды цилиндрической формы, нижняя часть тулова была оформлена фигурной решеткой (отверстия для хода воздуха), кран с фигурным репейком, а внутри на трубу-жаровню надевалась съемная рама, к кото-рой подвешивался холщевый мешочек для молотых кофейных зерен. Позднее, и конце XIX века, кофейный самовар даже внешне ничем не отличался от обычного самовара, но рама для мешочка внутри оставалась неизменной. Нередко можно было встретить и «гибрид» самовара-чайника и самовара-кофейника: у них имелся кувшин-труба, на верхние части кувшина устанавливалась пластина в виде восьмерки. Одно кольцо этой восьмерки надевалось на трубу, а на второе кольцо подвешивались мешочки с кофе. Для приготовления чая пластина снималась, и самовар использовался в своей привычной роли. |
![]() |
В конце XIX века кофейники несколько видоизменились. Вместо ящичка для углей в нижней части стали устанавливать спиртовую горелку. Она нагревала корпус в виде цилиндра (или другой формы) на высоких ножках, иногда он подвешивался на крюки к вертикальной раме. Внутри корпуса также помещался съемный сосуд с сетчатыми стенками (для молотых кофейных зерен), впереди - кран для разливания готового напитка, сверху - крышечка из прочного толстого стекла. В таких кофейниках можно было готовить кофе даже в гостиной, на столе в присутствии гостей, демонстрируя свои способности хозяйки и кулинарки - стеклянная крышка позволяла следить за процессом варки и вовремя выключить огонь, чтобы кофе не убежал. Тем более что при сгорании спирта не возникало никаких неприятных моментов - ни запаха, ни копоти, ни дыма. Даже светские дамы не гнушались варить кофе в таких кофейниках, очаровывая поклонников своим домашним видом.
Булъотки Близкими к самовару приборами являлись так называемые бульотки (от франц. Bouillotte - маленький чайник, грелка). Она представляла собой сосуд с краником на подставке со спиртовкой. Жаровня в ней отсутствовала. Вода обычно подавалась горячей, а с помощью горящей спиртовки в емкости поддерживалась нужная температура, чтобы гости не томились в ожидании, пока вновь закипит самовар. Бульотки позволяли вскипятить около I литра воды для чая. проделать это так же можно было за парадным столом, в комнате. Большого распространения бульотки не имели, за исключением, может быть. Петербурга, где во многих светских домах чаем угощали именно из бульоток.
В бульотку обычно наливался уже готовый кипяток и благодаря горящей под нею спиртовке в сосуде все время поддерживалась необходимая температура воды. Бульотку использовали для чайного стола, чтобы подготовить кипяток для заварочного чайника. Она также выручала, когда нужны были один-два стакана чая и не хотелось звать прислугу - ставить самовар. В нее наливали уже готовый кипяток, а дальше вода подогревалась на спиртовке. По своим размерам бульотки меньше обычных самоваров, хотя внешне могут быть очень похожи на них. Бульотки второй половины XVIII столетия обычно имели форму чайника. В гнездо помещалась спиртовка. Таганок и спиртовка прежде всего и «выдают- бульотку. В таких приборах, естественно, внутренняя труба - жаровня и конфорка. Среди бульоток встречаются очень интересные формы: апельсинчик, женские головки, голова льва – как игрушки. |
![]() ![]() |
В таких приборах труба обычно узкая, ровная и «глухая», то есть без выхода в поддувало, как это бывает в самоварах. Иногда для большего удобства в бульотках выводился не один, а несколько кранов. В конце XIX - начале XX столетий в русском обиходе было много бульоток европейского производства - английских, датских и других.
«Фонтаны» В XVIII веке в домах европейских и русских вельмож на парадных обеденных столах можно было видеть фонтаны, этакие «самовары наоборот». Фонтаны использовались для охлаждения вина: в центре фонтана также проходила труба, но вместо углей наполняли ее льдом. Вокруг в свободное пространство наливали вино. Фонтаны выглядели как высокие вазы с боковыми ручками, изящно декорированные, с лепным орнаментом и нарядной росписью. Они схожи с самоваром формой, наличием краника, узорчатой подставкой, У фонтана внутри корпуса вместо трубы-жаровни располагался металлический цилиндр (колба). Если требовалась охладить напиток, в колбу закладывали лед. А если подавали теплый грог или пунш, в эту же колбу на цепочке опускали предварительно нагретый на огне цилиндр чуть меньшего диаметра. Фонтаны были популярны во многих европейских странах. |
![]() |
Магазинные и трактирные самовары
В конце XIX века на смену старинным сбитенникам пришли «магазинные» самовары с перекидной, как у ведра, ручкой. Их было удобно носить в одной руке, используя для продажи горячего сбитня или чая на ярмарках, их можно было выносить на пикники или загородные гулянья. С распространением чая и чаепития в России появляется еще один вид самовара - трактирный. Как правило, это огромный, объемный самовар самой простой формы - цилиндрической, стоял он возле печи, чтобы дым выходил наружу через печной отдушник, и кипятили в нем сразу большое количество воды. Объем подобных самоваров обычно составлял 15. 27, 45 и даже 70 литров. Кипяченую воду из таких самоваров разливали потом по стаканам или чашкам для клиентов, а также в небольшие чайники «сбоку ручка»: у них был длинный носик, позволявший доливать кипяток из-за спины сидящих за столом. |
![]() |
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.
Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой