Самовар-символ России
Как мы уже успели заметить, история нашего тульского самовара богата и разнообразна. Неизменна только любовь людей к пышущему жаром и блестящему медными боками самовару, так крепко вошедшему в нашу повседневную жизнь. Так незаметно и деликатно объединяющему нас за одним столом, и из поколения в поколение передающему традиции в семье.
Самовар-символ России
КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ, как и любое живое существо, имеет свой цикл существования, свой особенный путь, круг развития. Вот. например, горшок: много тысяч лет назад кто-то из древних людей первым изготовил эту вещь из глины. На протяжении веков горшки становились красивее, удобнее, прочнее. Когда-то среди кухонной утвари горшки занимали важнейшее место. Однако теперь редко у какой хозяйки осталась эта традиционная посуда, ее используют разве что для приготовления блюд по старинным рецептам.
У самовара длинная и весьма занимательная история. Она тесным образом связана с историей России, русского быта. Зa относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи». "Приедет ли. бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний - и сразу же: «Самоварчик?» и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество, и угощение на скатерти - свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке...»1.
Да и сейчас во многих семьях есть самовар. Такая долгая жизнь связана с главной задачей самовара - приготовлением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал одним из самых любимых, а чаепитие - традиционным ритуалом приема гостей. Без чая невозможно представить нашу жизнь. Лев Толстой признавался: «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать...».
Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое с XIX века стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.
Для русских людей понятие «у самовара» имело совершенно конкретный смысл: собраться у самовара за чайным столом, посидеть и поговорить неспешно, пообщаться и чаю
Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейшимх предметов русского декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов различных слоев русского общества.
Удобная конструкция, долговечность и художественные достоинства сделали самовар незаменимым.
Это замечательное изделие, широко распространенное в России на протяжении довольно долгого времени, практически не исследовано ни с точки зрения истории, ни с точки зрения прикладного искусства, ни с точки зрения техники. Такую ситуацию можно понять. Когда самовар был обыденным бытовым предметом, никому в голову не приходило посвящать ему отдельные исследования, а когда, спустя совсем недолгое время, самовар стал антикварной редкостью и предметом коллекционирования, исследовать самовар было уже поздно. Слишком многое изменилось в стране. Миновали целые политические эпохи, отгремели социальные революции, и многие секреты самоварного дела оказались забыты или утрачены. Вот так и получилось, что на сегодняшний день нет ни одной сколько-нибудь серьезной научной работы, посвященной самовару.
«Самовар кипит - уходить не велит». «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» -эти и многие другие шутливые пословицы отражали то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий. Все возрастающий интерес к истории самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства и русского быта, необычайная популярность самовара в нашей стране почти на протяжении двухсот пятидесяти лет объясняются тем, что этот металлический агрегат для нагревания воды обрел живую -душу», став материальным воплощением гостеприимства и радушия, дружеского общения, задушевных бесед, домашнего покоя и уюта.
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.
Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой