Гильдия мастеров Тулы
0
Корзина
История русского самовара

Самовар-символ России

Так почему же именно самовар, а не чайник, стал главным спутником чаепития? Тому было несколько причин: во-первых, самовар удобен из-за быстроты розжига и достаточно короткого времени приготовления кипятка. Чтобы растопить дровяную плиту и нагреть на ней такое же количество воды, потребовалось бы гораздо больше топлива, времени и сил. Во-вторых, чаепитие из самовара доставляло еще и некоторое эстетическое удовольствие - сияющий медный или латунный красавец-самовар, несомненно, украшал чайный стол, к тому же мог продемонстрировать и определенный материальный достаток семьи, а его изысканный фасон, затейливые детали (или, наоборот, простые и безыскусные) давали представление еще и о вкусах и пристрастиях хозяйки; и самое главное, самовар был идеально приспособлен именно для приготовления кипятка для чая.
Как мы уже успели заметить, история нашего тульского самовара богата и разнообразна. Неизменна только любовь людей к пышущему жаром и блестящему медными боками самовару, так крепко вошедшему в нашу повседневную жизнь. Так незаметно и деликатно объединяющему нас за одним столом, и из поколения в поколение передающему традиции в семье.
Самовар-символ России
КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ, как и любое живое существо, имеет свой цикл существо­вания, свой особенный путь, круг развития. Вот. например, горшок: много тысяч лет назад кто-то из древних людей первым из­готовил эту вещь из глины. На протяжении веков горшки становились красивее, удобнее, прочнее. Когда-то среди ку­хонной утвари горшки занимали важнейшее место. Однако теперь редко у какой хозяйки осталась эта традиционная посуда, ее исполь­зуют разве что для приготовления блюд по старинным рецептам.
 Некоторые вещи вообще ушли из употребления, некото­рые задержались всовременности, а какие-то еще долго бу­дут сопровождать наги быт. нашу жизнь. К таким предме­там можно отнести и самовар - сейчас он переживает свою вторую молодость: кто-то ценит его как предмет коллекци­онирования, а кому-то он интересен с чисто практической точки зрения - уж очень он удобен для приготовления чая. да и особая атмосфера уюта и семейного тепла возникает за столом, на котором красуется самовар.
У самовара длин­ная и весьма занима­тельная история. Она тесным образом свя­зана с историей Рос­сии, русского быта. Зa относительно ко­роткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обхо­дилось ни одно семей­ное событие или при­ем гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи». "При­едет ли. бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближ­ний - и сразу же: «Самоварчик?» и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество, и угощение на скатерти - свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке...»1.
Да и сейчас во многих семьях есть самовар. Такая дол­гая жизнь связана с главной задачей самовара - приготов­лением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал одним из самых любимых, а чае­питие - традиционным ритуалом приема гостей. Без чая невозможно представить нашу жизнь. Лев Толстой призна­вался: «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать...». 

Самовар был для русского человека своеобразным сим­волом семейного очага, уюта, дружеского общения. Нали­чие в доме самовара свидетельствовало о материальном до­статке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких твор­ческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме петербургско­го аристократа, и в трактире или чайной для посадского небо­гатого люда. На про­тяжении XIX и XX ве­ков самовар стал ха­рактернейшим симво­лом русского быта, центральным предме­том чаепития, кото­рое с XIX века стало рассматриваться как часть национальной культурной тради­ции.

Для русских людей понятие «у самовара» имело совершенно конкретный смысл: собраться у самовара за чайным сто­лом, посидеть и поговорить неспешно, пообщаться и чаю

Будучи украшением дома, самовар с момента своего по­явления занял особое место среди бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейшимх предметов русского декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов раз­личных слоев русского общества.

Удобная конструкция, долговечность и художествен­ные достоинства сделали самовар незаменимым. 

Это замечательное изделие, широко распространенное в России на протяжении довольно долгого времени, прак­тически не исследовано ни с точки зрения истории, ни с точки зрения прикладного искусства, ни с точки зрения техники. Такую ситуацию можно понять. Когда самовар был обыденным бытовым предметом, никому в голову не приходило посвящать ему отдельные исследования, а ког­да, спустя совсем недолгое время, самовар стал антиквар­ной редкостью и предметом коллекционирования, исследо­вать самовар было уже поздно. Слишком многое изменилось в стране. Миновали целые политические эпохи, отгремели социальные революции, и многие секреты самоварного дела оказались забыты или утрачены. Вот так и получи­лось, что на сегодняшний день нет ни одной сколько-ни­будь серьезной научной работы, посвященной самовару.

«Самовар кипит - уходить не велит». «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» -эти и многие другие шутливые пословицы отражали то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий. Все возра­стающий интерес к истории самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства и русского быта, необычайная популярность самовара в на­шей стране почти на протяжении двухсот пятидесяти лет объясняются тем, что этот металлический агрегат для на­гревания воды обрел живую -душу», став материальным воплощением гостеприимства и радушия, дружеского об­щения, задушевных бесед, домашнего покоя и уюта.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009 

Генеральный директор С. Б. Бажора

Руководитель проекта К. Б. Харченко 

Составление и подготовка текста:

Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев

Научный консультант С. П. Калиничев

Редактор В. И. Грушецкий

Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.

Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой