Гильдия мастеров Тулы
0
Корзина
Виды самоваров и их устройство

Формы самоваров

Самым крупным центром производства самоваров стала Тула, которую по праву называли самоварной столицей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжинами. Самоварные изделия широко завоевывают рынок. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевлению производства происходит унификация форм и декора самовар. Основными становятся самовары-вазы, рюмки, цилиндрические банки. Их можно было встретить в семьях рабочих, зажиточных крестьян, в купеческих домах, на постоялых дворах, в чайных и трактирах. Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково. Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки.

Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте - «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлений историзма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.Самыми массовыми становятся самовары-«банки», гладкие,цилиндрической формы. По стоимости они были самыми дешевыми, доступными для простого, небогатого, человека. Именно эту формы выбирают для самоваров трактирных и магазинных, предназначенных для уличной торговли. Самовар-«репка», нарядный, никелированный, стоил несколько дороже, и его часто называли ещё купеческим. Одной из самых популярных форм становится «рюмка» - корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напоминает ножку рюмки.Самовар с круглым туловом назывался самовар-«шар». В Туле их также называли «персидские» - именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, в страны востока: Персию, Турцию. Самовары яйцевидной формы - «яйцо» и «яйцо пасхальное» (верхняя часть у такого самовара была намного уже, чем нижняя, у просто яйцевидного - наоборот); самовары в форме груши; самовары в виде чаши - именно они становились любимцами российских семей, самых разных по своему достатку и положению. По-прежнему популярными оставались «вазы», но теперь их поверхности расчеканиваются гранями, «ложками», «колонками», «медальонами», «овалами». Некоторые фрагменты корпуса украшаются гравировкой, ручной и механической. Форма вазы прижилась и просуществовала вплоть до нашего времени, в силу своей декоративности ее использовали для производства самоваров, предназначенных для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии.


Классификация форм самоваров, выпускавшихся в Туле, согласно прейскурантам конца XIX - начала XX вв.

Самовар "банка»

1. обыкновенный (ручки вислые), кран прямой

2. обыкновенный, кран ветвью

3. ручки горизонтальные, кран ветвью

4. гранный

5. с овалами

6. магазинный (с перекидной ручкой)

7. дорожный (со съемными ножками)

8. гранный с цветами (гравировка на гранях)

9. гранный «ренессанс»

Самовар «рюмка»

1. гладкий

2. гранный

3. с лозгами [ложчатый)

4. с овалами

5. гранный. с овалами

6. с овалами, византийский (ручки вертикальные)

7. новогранный «стрелкой»

8. новогранный «пояском»

9. с овалами и одной витой колонкой

10. с овалами и двумя витыми колонками

11. с овалами «бубновка» (с рельефом в виде карты «бубны»}

12. с овалами «рококо»

13. с овалами «шашки»

14. с овалами «гильоше» (с гравировкой)

15. с овалами, двойными витыми колонками и рельефом

16. с колонками карнизом

17. с витыми полуколонками

18. с овалами и одной простой колонкой

19. с двумя простыми колонками

20. колонки и круг листьями

21. «тюльпаном»

22. «тюльпан с шашками» (рельеф в виде шашек на круге)

23. византийский ложчатый

Самовар «шар»

1. гладкий

2. гранный

3.«паук» (на трех ножках)

4. «декаданс»

5. «чешуйчатый»

6. с ажурными ручками

7. «арбуз» (2-х ярусные поддувала)

8. с овалами

9. «паук гилъоше» (с мелкой гравировкой)

10. «рококо*

11. гравированный

Самовар «дуля» (грушевидный)

1. гладкий

2. гранный

3. дуля высокая

4. дуля высокая с овалами

5. овальный

6. с ажурными ручками

7. »винтом»

8. с витыми овалами

9. гравированный

10. гранный с овалами

Самовар «яйцом»

1. гладкий

2. гранный

3. гравированный

4. «пасхальное" (узкий верх)

5. с ажурными ручками

6. с овалами

7. гранный с овалами

8. «юрта»

9. с витыми овалами

10. «желудь»

11. «желудь Декаданс» (на трех ножках)

Самовар «ваза»

1. гладкий

2. полуваза

3. конический

4. гранный

5. гранный с медальонами

6. гранный византийский

7. гранный с узкими овалами

8. гранный с широким овалом

9. «византийский тюльпан»

10. овальный

1 1. овальный витой

12. овально-ложчатый

13. овальный кувшином

14. "рококо с зеркалом»

15. «рококо чешуйчатый» 16 -ренессанс ложчатый»

17. «ренессанс с пояском*

18. «тюльпан»

19. "С дельфинами»

20. «рококо»

21. «рококо с гранями»

22. «рококо витые овалы»

23. «букет рококо»

24. «ваза египетская»

25. »ваза итальянская»

26. «ваза флорентийская»

27. «декаданс»

28. «ваза греческая»

29. «турецкий кальян»

30. »ваза зеркальная»

31. чаша гранная

32. чаша гладкая

33. варителъный (с внутренними перегородками)

Самовары системы Паричко

1. яйцевидный, гранный

2. яйцевидный ложчатый

3. вазой гранный

4. вазой гладкой

5. шаром гранным

6. рюмкой гладкой

7. рюмкой гранной

8. рюмкой с овалами

9. рюмкой с тройными колонками

10. банкой гладкой

11. банкой гранной

13. банкой магазинный

14. обыкновенный {банка с вислыми ручками)

Самовары керосиновые

1. банка гладкая

Самовары спиртовые

1. рюмка гранная

Традиционные (народные) фасоны самоваров

К середине XIX века дворянство перестало быть единственным потребителем продукции самоварного производства. Чаепитие в России вошло в быт широких слоев населения.

Разнообразие стилей жизни и вкусов поку­пателей самоваров той поры вызывает к жиз­ни многообразие самоварных фасонов. Имен­но во второй половине XIX века появляется множестве форм самоваров, которых не было раньше, но которые впоследствии стали тра­диционными.

Самовары различаются формой, объемом, материалом: медные, латунные, латунно-никелироваиные (две части меди + одна часть цинка), латунные никелированные, томпако­вые (82% меди и 18% цинка), мельхиоровые (сплав меди, цинка и никеля, наиболее по­хож на серебро), а также художествен­ным оформлением: формой поддона (круглый, квадрат­ный), ручек, вертка (решетка, ветка).

В XIX веке выраба­тывается ряд стан­дартизированных образцов, удобных для массового производ­ства. Технический прогресс привел к бо­лее узкой специализа­ции мастеров по вы­делке отдельных частей и деталей са­мовара, Со временем крупные фабрики на­чинают заниматься только сборкой и окончательной отдел­кой самоваров. Фор­ма, трактовка дета­лей, мотивы декора

становятся скорее признаком эпохи, вкусов времени, а не лицом фабрики, мастерской или творческим почерком ма­стера.

Стандартизируются детали самоваров, а вместе с ними -формы и декор. Разделение труда и технические новшества (например, никелировка) со второй половины XIX века при­водят к снижению цены на самовары и вместе с тем - к сни­жению их общего художественного уровня.

Во второй половине XIX столетия размеры и емкости са­моваров были крайне разнообразны - от стакана до двадца­ти литров. Цвет изделий зависел от металла, из которого их делали: серебро, красная медь, латунь, томпак (сплав меди и цинка; имел насыщенный красноватый оттенок), наклад­ное серебро, хотя для некоторых самоваров использовали и нехарактерные материалы - сталь и чугун.

Самым крупным центром про­изводства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столи­цей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паро­выми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжинами. Самовар­ные изделия широко завоевывают рынок. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевле­нию производства происходит уни­фикация форм и декора самова­ров. Основными становятся самовары-«вазы». «рюмки», цилиндри­ческие «банки». Их можно было встретить в семьях рабочих, за­житочных крестьян, в купечес­ких домах, на постоялых дворах, в чайных и трактирах.

Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные названия. указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза-. «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пла­мя» и т. д. При украшении самова­ров были популярны орнамен­тальные мотивы в русском стиле или в его варианте - «византийс­ком стиле», в стилистике «нео-классики», «неорококо» и других направлений историзма. Декори­ровали их и растительным орна­ментом в модной манере «роман­тического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.

Самыми массовыми становят­ся самовары «банки», гладкие, цилиндрической формы. По стоимости они были самыми дешевыми, доступными для простого, небогатого, человека. Именно эту формы выбирают для самоваров трактирных и магазинных, предназначенных для уличной торговли.

Самовар-репка», нарядный, никелированный, стоил несколько дороже, и его часто называли ещё купеческим.

Одной из самых популярных форм становится «рюмка» - корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напо­минает ножку рюмки.

Самовар с круглым туловом назывался самовар - «шар». В Туле их также называли «персидские» - именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, в страны восто­ка: Персию. Турцию.

Самовары яйцевидной формы - «яйцо» и «яйцо пасхаль­ное» (верхняя часть у такого самовара была намного уже, чем нижняя, у просто яйцевидного - наоборот); самовары в форме груши, самовары в виде чаши - именно они станови­лись любимцами российских семей, самых разных по своему достатку и положению.

По-прежнему популярными оставались «вазы», но те­перь их поверхности расчеканиваются гранями, «ложка -колонками», «медальонами», «овалами». Некоторые фрагменты корпуса украшаются гравировкой, ручной и механической. Форма вазы прижилась и просуществовала вплоть до нашего времени, в силу своей декоративности ее использовали для производства самоваров, предназна­ченных для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии. Эти группы населения красоту видели, прежде всего, в наличии многочисленных декоративных деталей, пышности внешнего вида изделий, в богатстве и изощренности внешнего облика.

 Дорогие са­мовары-вазы украша­ли пышным орнамен­том в духе «рококо»-накладными бордю­рами из рельефных листьев, цветов и ра­ковин из накладного серебра, мельхиора, к ним обязательно по­лагался поднос и сер­виз из такого же ме­талла. Подобные самовары выпускали не только в Туле, Мос­кве, Петербурге, но и в Царстве Польском (часть Польши входила в состав Российс­кой империи) на фаб­риках Фраже, Плешкевича, Хеннеберга.

На рубеже XIX и XX веков на оформле­ние самоварного кор­пуса начинает оказы­вать влияние новый стиль - модерн.

Стремление выя­вить форму, подчерк­нуть функциональное назначение вещи, желание избежать перегруженности де­коративными деталя­ми - эти черты ново­го стиля нашли отражение в таких самоварных фасонах, как «паук», «желудь», «тюльпан».

Дух времени нашел свое воплощение в но­вом отношении к фаб­ричной продукции. Красоту начинали ви­деть в точности ма­шинного исполнения. к предмету предъявля­лись, прежде всего, требования функцио­нальности. Широко распространились в начале XX века такие простые геометричес­кие формы, как банка, яйцо, шар.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009

Генеральный директор С. Б. Бажора

Руководитель проекта К. Б. Харченко

Составление и подготовка текста:

Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев

Научный консультант С. П. Калиничев

Редактор В. И. Грушецкий

Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.

Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой