Формы самоваров
Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте - «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлений историзма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.Самыми массовыми становятся самовары-«банки», гладкие,цилиндрической формы. По стоимости они были самыми дешевыми, доступными для простого, небогатого, человека. Именно эту формы выбирают для самоваров трактирных и магазинных, предназначенных для уличной торговли. Самовар-«репка», нарядный, никелированный, стоил несколько дороже, и его часто называли ещё купеческим. Одной из самых популярных форм становится «рюмка» - корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напоминает ножку рюмки.Самовар с круглым туловом назывался самовар-«шар». В Туле их также называли «персидские» - именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, в страны востока: Персию, Турцию. Самовары яйцевидной формы - «яйцо» и «яйцо пасхальное» (верхняя часть у такого самовара была намного уже, чем нижняя, у просто яйцевидного - наоборот); самовары в форме груши; самовары в виде чаши - именно они становились любимцами российских семей, самых разных по своему достатку и положению. По-прежнему популярными оставались «вазы», но теперь их поверхности расчеканиваются гранями, «ложками», «колонками», «медальонами», «овалами». Некоторые фрагменты корпуса украшаются гравировкой, ручной и механической. Форма вазы прижилась и просуществовала вплоть до нашего времени, в силу своей декоративности ее использовали для производства самоваров, предназначенных для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии.
Классификация форм самоваров, выпускавшихся в Туле, согласно прейскурантам конца XIX - начала XX вв.
Самовар "банка»
1. обыкновенный (ручки вислые), кран прямой
2. обыкновенный, кран ветвью
3. ручки горизонтальные, кран ветвью
4. гранный
5. с овалами
6. магазинный (с перекидной ручкой)
7. дорожный (со съемными ножками)
8. гранный с цветами (гравировка на гранях)
9. гранный «ренессанс»
Самовар «рюмка»
1. гладкий
2. гранный
3. с лозгами [ложчатый)
4. с овалами
5. гранный. с овалами
6. с овалами, византийский (ручки вертикальные)
7. новогранный «стрелкой»
8. новогранный «пояском»
9. с овалами и одной витой колонкой
10. с овалами и двумя витыми колонками
11. с овалами «бубновка» (с рельефом в виде карты «бубны»}
12. с овалами «рококо»
13. с овалами «шашки»
14. с овалами «гильоше» (с гравировкой)
15. с овалами, двойными витыми колонками и рельефом
16. с колонками карнизом
17. с витыми полуколонками
18. с овалами и одной простой колонкой
19. с двумя простыми колонками
20. колонки и круг листьями
21. «тюльпаном»
22. «тюльпан с шашками» (рельеф в виде шашек на круге)
23. византийский ложчатый
Самовар «шар»
1. гладкий
2. гранный
3.«паук» (на трех ножках)
4. «декаданс»
5. «чешуйчатый»
6. с ажурными ручками
7. «арбуз» (2-х ярусные поддувала)
8. с овалами
9. «паук гилъоше» (с мелкой гравировкой)
10. «рококо*
11. гравированный
Самовар «дуля» (грушевидный)
1. гладкий
2. гранный
3. дуля высокая
4. дуля высокая с овалами
5. овальный
6. с ажурными ручками
7. »винтом»
8. с витыми овалами
9. гравированный
10. гранный с овалами
Самовар «яйцом»
1. гладкий
2. гранный
3. гравированный
4. «пасхальное" (узкий верх)
5. с ажурными ручками
6. с овалами
7. гранный с овалами
8. «юрта»
9. с витыми овалами
10. «желудь»
11. «желудь Декаданс» (на трех ножках)
Самовар «ваза»
1. гладкий
2. полуваза
3. конический
4. гранный
5. гранный с медальонами
6. гранный византийский
7. гранный с узкими овалами
8. гранный с широким овалом
9. «византийский тюльпан»
10. овальный
1 1. овальный витой
12. овально-ложчатый
13. овальный кувшином
14. "рококо с зеркалом»
15. «рококо чешуйчатый» 16 -ренессанс ложчатый»
17. «ренессанс с пояском*
18. «тюльпан»
19. "С дельфинами»
20. «рококо»
21. «рококо с гранями»
22. «рококо витые овалы»
23. «букет рококо»
24. «ваза египетская»
25. »ваза итальянская»
26. «ваза флорентийская»
27. «декаданс»
28. «ваза греческая»
29. «турецкий кальян»
30. »ваза зеркальная»
31. чаша гранная
32. чаша гладкая
33. варителъный (с внутренними перегородками)
Самовары системы Паричко
1. яйцевидный, гранный
2. яйцевидный ложчатый
3. вазой гранный
4. вазой гладкой
5. шаром гранным
6. рюмкой гладкой
7. рюмкой гранной
8. рюмкой с овалами
9. рюмкой с тройными колонками
10. банкой гладкой
11. банкой гранной
13. банкой магазинный
14. обыкновенный {банка с вислыми ручками)
Самовары керосиновые
1. банка гладкая
Самовары спиртовые
1. рюмка гранная
Традиционные (народные) фасоны самоваров
К середине XIX века дворянство перестало быть единственным потребителем продукции самоварного производства. Чаепитие в России вошло в быт широких слоев населения.
Разнообразие стилей жизни и вкусов покупателей самоваров той поры вызывает к жизни многообразие самоварных фасонов. Именно во второй половине XIX века появляется множестве форм самоваров, которых не было раньше, но которые впоследствии стали традиционными.
Самовары различаются формой, объемом, материалом: медные, латунные, латунно-никелироваиные (две части меди + одна часть цинка), латунные никелированные, томпаковые (82% меди и 18% цинка), мельхиоровые (сплав меди, цинка и никеля, наиболее похож на серебро), а также художественным оформлением: формой поддона (круглый, квадратный), ручек, вертка (решетка, ветка).
В XIX веке вырабатывается ряд стандартизированных образцов, удобных для массового производства. Технический прогресс привел к более узкой специализации мастеров по выделке отдельных частей и деталей самовара, Со временем крупные фабрики начинают заниматься только сборкой и окончательной отделкой самоваров. Форма, трактовка деталей, мотивы декора
становятся скорее признаком эпохи, вкусов времени, а не лицом фабрики, мастерской или творческим почерком мастера.
Стандартизируются детали самоваров, а вместе с ними -формы и декор. Разделение труда и технические новшества (например, никелировка) со второй половины XIX века приводят к снижению цены на самовары и вместе с тем - к снижению их общего художественного уровня.
Во второй половине XIX столетия размеры и емкости самоваров были крайне разнообразны - от стакана до двадцати литров. Цвет изделий зависел от металла, из которого их делали: серебро, красная медь, латунь, томпак (сплав меди и цинка; имел насыщенный красноватый оттенок), накладное серебро, хотя для некоторых самоваров использовали и нехарактерные материалы - сталь и чугун.
Самым крупным центром производства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столицей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжинами. Самоварные изделия широко завоевывают рынок. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевлению производства происходит унификация форм и декора самоваров. Основными становятся самовары-«вазы». «рюмки», цилиндрические «банки». Их можно было встретить в семьях рабочих, зажиточных крестьян, в купеческих домах, на постоялых дворах, в чайных и трактирах.
Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные названия. указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза-. «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте - «византийском стиле», в стилистике «нео-классики», «неорококо» и других направлений историзма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.
Самыми массовыми становятся самовары «банки», гладкие, цилиндрической формы. По стоимости они были самыми дешевыми, доступными для простого, небогатого, человека. Именно эту формы выбирают для самоваров трактирных и магазинных, предназначенных для уличной торговли.
Самовар-репка», нарядный, никелированный, стоил несколько дороже, и его часто называли ещё купеческим.
Одной из самых популярных форм становится «рюмка» - корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напоминает ножку рюмки.
Самовар с круглым туловом назывался самовар - «шар». В Туле их также называли «персидские» - именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, в страны востока: Персию. Турцию.
Самовары яйцевидной формы - «яйцо» и «яйцо пасхальное» (верхняя часть у такого самовара была намного уже, чем нижняя, у просто яйцевидного - наоборот); самовары в форме груши, самовары в виде чаши - именно они становились любимцами российских семей, самых разных по своему достатку и положению.
По-прежнему популярными оставались «вазы», но теперь их поверхности расчеканиваются гранями, «ложка -колонками», «медальонами», «овалами». Некоторые фрагменты корпуса украшаются гравировкой, ручной и механической. Форма вазы прижилась и просуществовала вплоть до нашего времени, в силу своей декоративности ее использовали для производства самоваров, предназначенных для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии. Эти группы населения красоту видели, прежде всего, в наличии многочисленных декоративных деталей, пышности внешнего вида изделий, в богатстве и изощренности внешнего облика.
Дорогие самовары-вазы украшали пышным орнаментом в духе «рококо»-накладными бордюрами из рельефных листьев, цветов и раковин из накладного серебра, мельхиора, к ним обязательно полагался поднос и сервиз из такого же металла. Подобные самовары выпускали не только в Туле, Москве, Петербурге, но и в Царстве Польском (часть Польши входила в состав Российской империи) на фабриках Фраже, Плешкевича, Хеннеберга.
На рубеже XIX и XX веков на оформление самоварного корпуса начинает оказывать влияние новый стиль - модерн.
Стремление выявить форму, подчеркнуть функциональное назначение вещи, желание избежать перегруженности декоративными деталями - эти черты нового стиля нашли отражение в таких самоварных фасонах, как «паук», «желудь», «тюльпан».
Дух времени нашел свое воплощение в новом отношении к фабричной продукции. Красоту начинали видеть в точности машинного исполнения. к предмету предъявлялись, прежде всего, требования функциональности. Широко распространились в начале XX века такие простые геометрические формы, как банка, яйцо, шар.
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.
Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой