Гильдия мастеров Тулы
0
Корзина
История русского самовара

История русского самовара

Дорогие гости, милости просим окунуться в историю возникновения и развития такого уникального явления как Тульский самовар! 

История самоварного дела в России

Самовар неразрывно связан с распростра­нением чая, который с XVII века поставлял­ся в Россию из Китая, и русской традицией чаепития. Вслед за чаем на Руси появился и «водогрейный сосуд», спо­собный кипятить воду без помощи печи.

История самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с реформами в экономи­ческой, политической, общественной жизни России, которые произошли в петровскую эпо­ху. Стремительное распространение самова­ров по территории России берет свое начало из производства медной посуды на Урале, связан­ного с горнозаводской мануфактурной про­мышленностью. Активное освоение в начале XVIII века рудных богатств Урала, возникнове­ние там целого ряда металлургических пред­приятий, в том числе и медеплавильных, при­вело к тому, что остродефицитная медь, почти не добывавшаяся в нашей стране, с начала XVIII пека начала добываться во все возраста­ющем количестве и в 50-х годах XVIII века уже вывозилась за границу

История самовара начинается с далёких петровских времён. Именно в период царствования Петра I начался промышленный подъём, возникло  множество металлургических и медеплавильных заводов, на которых стали осваиваться приёмы изготовления бытовой посуды из меди.

Трудно сказать, где и когда появился первый самовар, но его прародителем был медный «сбитенник». Он представлял собой круглый чайник с внутренней трубой и поддувалом и применялся для изготовление старинного русского напитка из мёда с пряностями удивительно полезного и вкусного. Когда ещё не было принято пить  чай  с утра до вечера, пили сбитень. Подавать его следовало горячим, поэтому его разносили в сбитенниках  люди, которых так и называли – сбитенщики.  Рисунки художников на темы народного быта сохранили для нас образ сбитенщика - колоритного торговца на рынках и ярмарках .

С развитием мастерства умельцев самовары совершенствовались, усложнялись, приобретали новые уникальные особенности.

Самовары использовались в походах, в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал  помещение. Благодаря этой особенности  самовар занимал прочное место в жизни русской семьи, и, несмотря на его относительно высокую стоимость, самовар старались приобрести в каждый дом. Самовар был предметом роскоши и в то же время первой необходимости.

Устройство самовара окончательно сложилось к концу XVIII века, и в это же время центром их изготавления по праву была признана Тула. В нашем городе существовало множество крупных и мелких фабрик, выпускающих самовары. Чтобы можно было распознать фирму производителя, на крышках самоваров стали ставить клейма, разработанные каждой фабрикой. Эти клейма были товарными знаками, которые сохранялись на протяжении всей истории существования фабрик. Позднее эти фирменные знаки стали дополняться изображением медалей с выставок, в которых участвовали самоварные фабрики.

Первое документально зафиксированное упоминание о тульских  самоварах относиться к 1778 году. Тогда братьями Иваном и Назаром Лисицыными была организована первая самоварная мастерская.  Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное время, занимался работами по меди. Самовары Лисицыных отличались разнообразием форм и отделок, что очень радовало покупателей. Вскоре мастерская превратилась в фабрику и наладилось производство.

Со временем появлялось всё больше самоварных предприятий. Над изготовлением самоваров трудились мастера на фабриках Баташева, Воронцова, Фролова.

Открытие принципа гальванопластики приводит в 80-е - 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, что удешевляла производство самоваров и их стоимость. С этого времени самоваров становится чрезвычайно много: они появляются и в  трактирах, и в  магазинах, и в гостиницах, и на постоялых дворах, и в монастырях. Их форма и отделка становится всё интереснее и оригинальнее.

Тульские мастера изобрели около 150 видов самоваров. К росписи привлекались известные художники и скульпторы. Со всей России и даже из заграницы в Тульскую губернюю приезжали люди полюбоваться изделиями мастеров и отведать горячих полезнейших напитков с мёдом, ягодами и лечебными травами. Сложилась целая культура чаепития с самоваром.

Именно тогда, в 40-е гг. ХIХ в. на уральском заводе Демидовых были изготовлены первые самовары, которые стали неотъемлемой частью русского быта. А любознательным посетителям Оружейной палаты экскурсовод демонстрирует самовар Петра I Великого, выполненный из горного хрусталя.


Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера. Возникла разветвленная промышленность по изготовлению самоваров, и каждый производитель пытался сделать свою продукцию такой, чтобы она отличалась от других своими элементами, формой, удобством. При этом технологический принцип работы самовара оставался неизменным.


батюшкаисамовар.jpg

Первые самовары были похожи на сбитенники, а те, в свою очередь, — на чайники с ручкой и с трубой внутри. В нее засыпали шишки, поджигали, и вода закипала. Русский самовар — совершенно оригинальное изобретение. У этой конструкции, иногда называемой современниками русской “чайной машиной”, были труба, поддувало, решетка, ножки… Толстенькие, низенькие, круглые или ящиком, на гнутых тоненьких ножках, они сверкали железными, бронзовыми, латунными боками. Цены на это бытовое “чудо” были весьма высоки. Новый обычай оказался не всем по карману. Подтверждает это Н.Гоголь в “Мертвых душах”: “Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердно”.
Зато в аристократических домах богато украшенный самовар становится предметом роскоши. Этот символ русского быта долго служил и признаком социального неравенства, мерой достатка в семье. В деревнях самовары передавались из поколения в поколение. Но с развитием промышленности их становилось все больше. Первая в России фабрика была открыта 225 лет назад в Москве А.Шмаковым. К началу XIX в. уже было 8 таких фирм. Каждый мог заказать самовар и по своему эскизу, и по каталогу.

Конструктивному совершенствованию самовара уделяют внимание изобретатели разных сословий российского общества. Привилегию №945 на 10 лет в 1863 г. получил на “Самовар особого устройства” инженер-полковник Волошинов. Чиновник 8-го класса Реутовский через три года изобрел “Дымосжигательные самовар и кипятильник” (привилегия №1095/1866), прусский подданный Рейнгольд Тейле придумал “Керосиновую горелку для самовара (привилегия №3303/1886), а крестьянин Михаил Курилов предложил конструкцию нового самовара (привилегия №5819/1894).

Бытует мнение, что англичане делают изобретения для того, чтобы удешевить производство, а русские изобретают от лени, чтобы облегчить свой труд. Современный автомобиль с компьютером и русская печка, на которой ездил Емеля из сказки, на самом деле — два конца длинной истории изобретений в области транспорта. Изобретатель, вне зависимости от национальной принадлежности, ищет суть явления. Он исследует вещь так же, как ребенок разбирает игрушку. А поняв суть, он преломляет ее через свое видение мира. Польза изобретения проявляется всегда с запозданием. В этом смысле изобретатель действительно примеряет каждое изобретение на себя, и тот, кто изобрел самовар, несомненно, знал традицию русского быта.

Самовар объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии. Его устройство просто как все гениальное. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда. Его вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Последняя служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой. Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает идеальную тягу в топке.

Подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. К середине XVIII в. в городе насчитывались десятки мастерских, у каждой из которых был свой “секрет фирмы”, как мы сейчас говорим, ноу-хау. Продавали “чайные машины” на ярмарках, по сортам и весу. Сколько же любви и изобретательности вкладывал русский мастеровой в свое изделие! Потому что знал: станет его самовар не красивой игрушкой, а душой любого общества, внесет мир и лад в любой дом.

Выпускали самовары на все случаи жизни — от пятиведерных трактирных до небольших, на один-полтора стакана, прозванных в народе “самоварами-эгоистами” или “отрадой холостяка”. Путешественники брали в дорогу специальный погребец. По словам В.Соллогуба, “изобретение, без сомнения, полезное”. В нем была корзина для чаепития, состоявшая из двух чашек и блюдец, сахарницы, чайницы, двух ложечек, спичек и… самоварчика на спиртовке. В начале ХХ столетия был изобретен “заплечный” самовар, приспособленный для условий военного похода. 

коллекционерсамовар.jpg

Технология изготовления самовара не претерпела изменений в течение трех столетий. Самовару придавали самую разную форму. И тут фантазия умельцев не знала границ: самовары-шары, рюмки, вазы, груши, бочонки, причудливые петухи, тюльпаны и даже… паровозы. Этот предмет быта испытал на себе все стили: барокко, классицизм, ампир… Его богато украшали серебром, фасонными ручками из кости, сливным краном в виде ключа, рамками, ветками, обвешивали амурами. Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди — 50—63% и цинка — 37—50%), томпак (сплав меди — 85—90% и цинка — 10—15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди — 50—60%, цинка — 19—39% и никеля — 13—18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных. Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 г. томпаковый самовар стоил 25—30 руб., в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди.

В коллекции Московского государственного исторического музея находится несколько уникальных самоваров. Один из них — золоченый, отделанный накладным серебром, в гравировке, в украшениях. Да и формой необычен — с краником-клювом, с гребешком и словно бы на курьих ножках. Так и называется: “самовар-петух”. Он был послан на международную выставку, привез оттуда медаль. По сверкающей позолоте слова: “Где есть чай, там и под елью рай”. И вторая надпись: “Самовар кипит, уходить не велит”.

В фондах Тульского музея самоваров насчитывается большая коллекция разнообразных фасонов самоваров фабрики В.С.Баташева и его наследников. Среди них самовар красной меди 1870 г. — флорентийская ваза, томпаковый овально-лощатый, уникальная коллекция сувенирных самоваров, которые были изготовлены в подарок царской семье в 1909 г. Самоварчики выполнены с большим искусством в форме ваз греческой, рококо; зеркальной, византийской рюмки и гладкого шара. Самовары эти емкостью 200 г, действующие, изготовлены в подарок четырем дочерям и сыну императора Николая II.
Ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без тульского самовара, без продукции фабрики Баташева. Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб, утвержденный министерством финансов за лучшие фабричные изделия. На Всероссийской Нижегородской выставке в 1896 г. за производство самоваров наследники Баташева получили эту высшую награду. Оттиск герба и других наград можно увидеть на рекламах и самоварах наследников Баташева и других фабрикантов.

Самоварная фабрика братьев Шемариных учреждена в 1887 г. В 1899 г. братья создали Торговый дом и сбывали самовары в разные города России, являлись поставщиками двора его величества шаха персидского. Шемарины были участниками Всемирной выставки в Париже в 1889 г. и за самовары удостоены Большой серебряной медали.

В России, как видим, были замечательные умельцы по самоварному делу. А что же наши современники-изобретатели, отечественная промышленность? Конструкция самовара в наше время достигла такого совершенства, что придумать здесь что-либо новое чрезвычайно трудно. И все же в самоварном классе пат. А47J27/21 появилось изобретение братьев Набоковых, которые поместили в жаровую трубу самовара (а.с. 465179, 1972 г.) теплопоглощающий элемент — шамот. В таком ненагреваемом самоваре высокая температура воды сохраняется длительное время (рис. 1).

В.Шелепин разработал “Приставку к самовару” (а.с. 980685, 1981 г.), обеспечивающую загрузку самовара любым видом топлива, его перемешивание и безопасную прочистку жаровой трубы без ее снятия. Приставка исключает выход дыма в помещение. Для интенсификации теплообмена приставку эту В.Новиков усовершенствовал (а.с. 1173978), разделив вертикальным цилиндром зоны подачи топлива и отвода отходящих газов.

В 80-е гг. прошлого века у изобретателей вызывает особый интерес конструирование походных самоваров. Так, М.Меламуд выполнил корпус самовара (а.с. 1449107) из нескольких одинаковых частей, образующих емкости как самовара, так и котелков для приготовления пищи на костре. Корпус самовара (а.с. 1667832) Г.Кучумы получился компактным благодаря выполнению его в виде параллелепипеда соответствующих размеров. А вот Е.Громов с коллегами предложил самовар (а.с. 1695876), корпус которого тоже выполнен из нескольких частей, но в форме трех-, или четырех-, или шестигранной призмы.
Последнее “самоварное” изобретение записал на свой счет в 1997 г. Вячеслав Головня. Его угольный самовар (пат. 2073995) может работать и на электрической энергии. Для этого самовар дополнительно оборудован электронагревательным элементом и специальным сетевым шнуром.
Сегодня освоены промышленностью и весьма популярны электросамовары емкостью 2,5; 3 и 5 л. Приборы эти имеют форму традиционного русского самовара и шара. Изготовляются они из нержавеющей стали методом холодной штамповки с декоративной росписью по металлу. Самовар типа ЭСТ-3/1,25-220 снабжен термоограничителем, отключающим прибор автоматически при выкипании воды ниже заданного уровня.

Не оскудела русская земля умельцами. Открыть же “зеленый коридор” инновациям в промышленное и прочее производство, т.е. на пользу всем нам, включая пьющих не только чай, препятствуют несовершенные патентное и налоговое законодательства России, бездействие правительства на инновационном поле. И как тут не вспомнить о “Бостонском чаепитии” 1773 г., о котором знает любой американский школьник. Переодевшись индейцами, 50 бостонцев пробрались на корабли Ост-Индской компании и выбросили в океан сотни ящиков дорогостоящего чая в знак протеста против невыгодной для колоний налоговой политики и ограничений на торговлю с другими странами.

   В минувшие века самовар завоевал прочное и почетное место среди предметов русского национального быта, соответствуя глубинной психологии народа и климатическим особенностям страны. Самовары использовались по прямому назначению — для нагревания воды и длительного поддержания ее температуры. Внутренняя предрасположенность к неторопливости и задушевным беседам собирала друзей и родных за чашкой крепкого горячего чая вечерами среди цветущих дачных садов. Тепло самовара помогало коротать ненастные осенние вечера и согреваться в студеную зимнюю пору.
   О широком распространении самоваров мы можем судить по тому количеству, в котором они сохранились до наших дней в музеях, частных коллекциях и на прилавках антикварных магазинов. Как обязательный атрибут повседневной жизни, самовар присутствует на многих живописных полотнах известных мастеров: «Вдовушка» и «Сватовство майора» П.А. Федотова, «Вечер на даче» И.Н. Крамского, «Купчиха за чаем» Б.М. Кустодиева.

Самовары — не столь древний предмет домашнего обихода, как может показаться. В России они появились чуть больше двух с половиной столетий назад.

Возникновение русских металлических сосудов для нагрева воды историки предвосхищают экскурсами в эпоху реформ Петра I. Именно в этот период начался промышленный подъем Урала, на землях которого возникали и росли металлургические и медеплавильные заводы. Одновременно на нескольких уральских металлургических предприятиях вырабатывались навыки и приемы изготовления и отделки бытовой посуды из меди. Быстро накапливающиеся знания и опыт уже в 1730-х годах позволили изготавливать чайники с ручкой. Однако в чайниках вода охлаждалась довольно быстро. И уральские заводы начали выпускать казаны с трубами, винокуренные кубы с трубами и винные кубы с колпаками и трубами. Вероятно, из этих форм произошли вскоре и «сбитенники», предназначенные для приготовления сбитня — старинного русского горячего напитка из меда с пряностями, представляющие собой чайники с внутренней трубой и поддувалом, которые сегодня можно встретить в музейных коллекциях.
   Первое документальное упоминание о самоваре в России относится к 1746 году, о чем говорит законченная в том году Опись имущества Онежского второклассного Крестового монастыря. На страницах этого архивного документа среди прочих предметов монастырского быта упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди». В «Толковом словаре» В.И. Даля мы читаем: «Самовар, самоварчик — водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри». Таким образом, к концу первой половины XVIII века вполне сложились основные принципы изготовления самоваров, которые не изменились и в будущем. Существует также версия, что первые промышленные самовары были изготовлены на Олонецких заводах.
В конце XVIII столетия конструкция «водогрейного сосуда» приобрела окончательный вид. Она состояла из вертикальной трубы-жаровни, в которую закладывали топливо — шишки, щепки или ветки. Через трубу топливо попадало в жаровню. Заканчивалась труба конфоркой, на которую мог ставиться заварной чайник.
   Довершали картину краники, две ручки с держателями, колпачок-заглушка и подставка с ножками, предохраняющая поверхность стола от чрезмерного нагрева. Тогда же в России появились и самовары-кофейники, известные в Западной Европе еще с конца XVII века. Конструкцию этих сосудов дополняло устройство в виде вынимающейся рамы с мешочком из холста, в который засыпали все необходимое для приготовления кофе. Так постепенно в обиход помимо чайников вошли самовары и кофейники, которым суждено было вытеснить бытовавшие ранее виды русской медной посуды.
   Очень скоро центром выпуска русских самоваров, окончательно утвердившихся в национальном быту и завоевавших к тому времени невиданную популярность, стал город Тула, известный еще в XVII веке своими богатыми традициями в области обработки металлов. В XVIII столетии этот древний город по-прежнему славился замечательными работами своих оружейников. Появление самых первых тульских самоваров связывают с именем оружейника Федора Ивановича Лисицина. В 1760-х годах он создал свое частное, или, как тогда говорили, «партикулярное» предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и приборы для нагревания воды. В начале следующего столетия большую известность приобретает фабрика «Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле», основанная в 1812 году. На фабрике использовался квалифицированный рабочий труд, а ее изделия славились по всей России. Они были весьма конкурентоспособны на столичном рынке, продавались на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, шли на экспорт. На крышках самоваров гравировали надпись: «Василий Иван Ломовъ въ Туле». Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000 - 1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни - 64 рубля за пуд, из красной меди - 90 рублей за пуд.
   К середине XIX века здесь появилось и множество других фабрик. В частности, популярностью пользовалась продукция тульского предприятия Николая Маликова, самоварам которого придавали античные формы, вновь ставшие модными на фоне очередной волны увлечения неогреческими мотивами. В 1829 году на первой публичной выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге самовары мастера Маликова завоевали малую серебряную медаль. В 1840 году за высокое качество самовары Ломовых, одними из первых, имели право носить государственный российский герб как высшую награду. В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых - по семи тысяч штук каждая.  

 Антикварный рынок современной России по большей части насыщен самоварами второй половины XIX и начала XX века. Это изделия известных тульских производителей — «Наследников В.С. Баташева», фабрик Воронцова, «Сыновей И.Ф. Капырзина», Р.А. Тейле, Шемариных и других. Каждое из упомянутых производств имеет свои особенности и историю. До нас дошли сведения о существовании трех фирм Баташевых, самовары с клеймами которых пользовались огромной популярностью. Первое предприятие принадлежало Ивану Григорьевичу Баташеву, который основал его в 1825 году. Затем оно перешло по наследству к его сыну Николаю Ивановичу Баташеву, впоследствии сдавшему его в аренду Р.А. Тейле. Вторая фирма была основана в 1840 году и принадлежала первоначально Василию Степановичу Баташеву, а в дальнейшем перешла к его наследникам и стала носить название «Наследники В.С. Баташева». Третья фирма Баташевых была основана Александром Степановичем Баташевым в 1840–1850 годах и затем передана ее последним владельцам, братьям Алексею Степановичу и Ивану Степановичу Баташевым. Одновременно с крупными фабриками существовали мелкие ремесленные мастерские, в которых трудились наемные рабочие. Многие из них выпускали вполне качественную продукцию, но по товарообороту не могли конкурировать с крупными предприятиями. В силу этого сведений об изделиях небольших предприятий сегодня сохранилось немного, как, впрочем, и самой продукции.
   Практически все самовары той поры на тулове или на крышке имели клейма производителей, что позволяет даже непрофессионалам легко распознавать фирму-изготовителя изделия. Клеймо, разработанное каждой фабрикой, сохранялось на всем протяжении ее существования и без изменений передавалось потомкам, продолжавшим дело. Эти фирменные знаки позднее нередко дополнялись изображением медалей, свидетельствующих об участии данной модели в промышленной выставке, а также оттисками с портретами правящих императоров, что позволяет сегодня достаточно точно датировать предметы. Надо отметить, что особенно много медалей было именно у тульских самоваров. Изредка на самоварах встречается вензель владельца — это говорит о том, что перед нами произведение, сделанное на заказ. В начале XX века фабрика наследников В. С. Баташева выпускала 54 различных фасона самоваров. Самовары фабрики Баташевых особенно ценились. Прославленные баташевские самовары, лучшие по качеству и отделке, быстро раскупались, принося большой доход фабриканту. Ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без тульского самовара, без продукции фабрики Баташева. Желающие участвовать в выставках должны были представить несколькими образцами все разновидности своих изделий. Фабриканты, которые примут участие в выставках, должны на случай получения наград снабдить свои самовары фабричными клеймами. Выставки были разные: ярмарочные, которые устраивались ежегодно с 15 июля по 25 августа, губернские, уездные, частные и отраслевые: художественные, промышленные, художественно-промышленные, сельскохозяйственные и специализированные, которые, как правило, устраивались в разных городах ежегодно. Были выставки всероссийские (они проходили приблизительно через 10 лет в больших городах, таких, как Москва, Петербург, Новгород) и всемирные.
За лучшую представленную продукцию на выставках фабриканты получали награды.
 Награды удовлетворяли самолюбие и тщеславие фабриканта, а образцы медалей клеймили на самовары для популяризации продукции. Самые распространенные награды были с сельскохозяйственных выставок, так как здесь почти все изделия, представленные на обозрение, получали награды, а вот награды на всероссийских и всемирных выставках выдавались реже. Для участия в этих выставках требовалось очень много условий и прежде всего, самое высокое качество предметов и степень художественного выполнения. На всероссийских выставках предусматривалось и то, чтобы материал, из которого изготавливался предмет, был русским и рабочие тоже были русского происхождения, учитывалось техническое устройство фабрики и красота здания.
       
     Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб, утвержденный министерством финансов за лучшие фабричные изделия. На Всероссийской Нижегородской выставке в 1896 году за производство самоваров наследники Баташева получили эту высшую награду. Оттиск герба и других наград можно увидеть на рекламах и самоварах наследников В. С. Баташева и других фабрикантов.
      На художественно-промышленных выставках за самовары наследники В. С. Баташева получили три награды: "Гран-при" в 1903-1904 годах в Петербурге на международной художественно-промышленной выставке, в 1904 году на международной выставке в Париже и в 1911 году в Турине, три почетных диплома и более 20 других наград.
     Случалось, однако, что некоторые мастера-ремесленники на своих самоварах ставили фальшивые клейма модной фирмы, продукция которой пользовалась признанием и популярностью. Подобные действия позволяли ремесленникам увеличивать рыночную цену изделий, делая ее равной самоварам известных фирм.
    Все производства, будь то крупные и известные фабрики или мелкие мастерские, изготавливавшие самовары, обращались к различным материалам — меди, латуни, томпаку. Хорошим спросом пользовались и самовары, выполненные в технике накладного серебра. Как правило, в этих случаях использовали мельхиор или медь и применяли серебрение, которое замечательно имитировало внешний вид серебряных изделий. Многие самовары К.Я. Пеца делались из меди с дальнейшим гальваническим серебряным покрытием или никелировкой. Эти самовары отличало богатство декора, характерное для распространившейся в 1880-х годах в русском обществе моды на «второе рококо». Поскольку цены на посеребренные изделия в отличие от чисто серебряных были ниже, они получили широкое распространение среди зажиточного городского населения и в дворянском быту. Иногда самовары изготавливали из железа и чугуна, о чем говорит опыт Луганского и Кушвинского заводов, а также из бронзы и чистого серебра.
В конце XIX века крупными конкурентами Баташевых были И. Ф. Капырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы и другие. Самоварная фабрика И. Капырзина была основана в 1860 году. К началу XX века на паровой самоварной фабрике наследников И. Ф. Капырзина выпускалось около 100 фасонов самоваров емкостью от 2 до 80 литров. Среди них самовары спиртовые, магазинные, дорожные разборные, варительные - типа "кухня". С 1887 года работает фабрика братьев Шемариных. В 1899 году с целью большего обогащения братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора его величества шаха персидского.
 Братья Шемарины были участниками Всемирной выставки в Париже в 1889 году, за самовары удостоены Большой серебряной медали, в 1901 году в Глазго награждены почетным дипломом. К началу XX века фабрика становится крупнейшей в городе по объему продукции и количеству рабочих, она занимает второе место после фабрики наследников В. С. Баташева. На фабрике в 1913 году работали 740 человек. Ежедневно выпускалось до 200 самоваров.
Необходимо отметить, что фабрики, так же как и отдельные мастера, выпускали самовары разнообразных форм. Немногие из сохранившихся ранних образцов повторяют формы, сложившиеся до них в медной русской посуде — братины или ендовы. Подобная преемственность прослеживается в самоварах, представляющих собой сосуды шарообразной формы, напоминающие братины и имеющие невысокий поддон и крышку. В конце XVIII века, с распространением в России раннего классицизма, утвари начали придавать новые формы. В дальнейшем самоварные производства, в соответствии со сменой художественных стилей, выпускали изделия, в формах которых ощущаются веяния времени. Так, для ставшего популярным еще в конце XVIII столетия тулова в форме вазы в дальнейшем находят все новые решения. Его то делают традиционно гладкостенным, то украшают чеканным орнаментом, получившим название «ложки». Часто корпус делали граненым, словно заостренным, или декорировали замысловатым орнаментом из лепестков, напоминающих языки пламени. Помимо столь популярной вазы, часто встречались самовары с туловом в виде «банки», «рюмки», «репки». Не меньшей популярностью пользовались «желуди», «цилиндры», «яйца» и «дули». Были даже «самовар-бочонок» и «самовар-паровоз». Богато орнаментированные самовары, не теряя своего утилитарного назначения, воспринимались зачастую как самостоятельные произведения декоративно-прикладного искусства: они были не только элементом сервировки стола, но и его доминирующим украшением. Высота их была не менее разнообразна и колебалась от 30 до 70 сантиметров. Наиболее распространены были самовары вместимостью от 3 до 8 литров. Существовали, правда, и самовары совсем небольшие, рассчитанные на 2–2,5 литра воды. Последние, как правило, имели форму шарика. Реже делались самовары на 12–15 литров, для больших коллективов — это так называемые «армейские самовары» и «цыганские самовары».
       С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями, а в 80-е годы XIX века на крупных самоварных фабриках применяются нефтяные и паровые двигатели, осуществляется переход на штамповальное производство крышек, заглушек. Некоторые фабриканты пользовались услугами патронного завода, на котором имелись мощные прессы. К 1908 году четвертая часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появление машин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда мало изменились, в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитых химикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателей внутреннего сгорания.
     Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой. Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. С 80-х годов XIX века самовары стали покрываться никелем. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края с Нижегородской ярмарки. 
          Между тем с середины XIX века чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией 
         Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома.  
     Самоваром пользовались не только дома, его брали в
дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. Эти самовары необычны по форме, удобны в транспортировке (съемные ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке). По форме они многогранные, кубические, иногда цилиндрические. В Туле во второй половине XIX века подобные самовары выпускали фабрики Пелагеи Гудковой и наследников Ивана Капырзина. Во второй половине XIX - начале XX века многие самоварные детали, такие, как краны, душнички, шишки, можно было приобрести на складах, в магазинах как готовую для реализации продукцию. На кранах и других деталях самовара мы встречаем номера первый, второй, третий и т. д., обозначающие их размер. И сейчас подобные номера можно встретить на самоварах того периода.
 
     В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров - керосиновый, самовар "Паричко" и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды. Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика прусского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дешев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.

В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съемным кувшином - самовар "Паричко". Его изобрел инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета "Тульская молва" за 1908 год писала о самоварах "Паричко" как о выдающемся изобретении, как о хорошем подарке к празднику. Самовар, хранящийся в музее, имеет клеймо: "Самовар "Паричко". Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°".
     Самовары, сделанные руками тульских мастеров - это подлинные произведения искусства, и мы вправе отнести их к предметам прикладного искусства.
    По переписи 1912-1913 годов число самоварных фабрик в Туле равнялось 50, с ежегодным выпуском 660000 самоваров.
    Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. Так, фабрика наследников В. С. Баташева была передана в ведение Тулпатронзавода. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик с центром производства на бывшей фабрике Баташевых.
  Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В. И. Ленина, самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1922 по 1931 год.
На фабрике работали 700 рабочих, были внедрены машины, коксовые горны, которые дали экономию древесного угля на 50%. Ручные работы постепенно механизировались. В январе 1925 года эта фабрика выпустила около 3000 самоваров.
 Интересен самовар этой фабрики емкостью 50 литров с изображением герба РСФСР и надписью: "РСФСР ТГСНХ Тулторг, 1-я Тульская самоварная фабрика им. В. И. Ленина, 1923 г.". Однако, большая часть самоваров выпускалась артелями. Так, в деревне Скороварово Алексинского района появилась артель "Быстрота", в деревне Федоровка Ленинского района - "Самоварщик", в Нижних Присадах - "Устав", в селе Хрущеве - "Тульский самовар". В Туле работали артели "Прогресс", "Наше будущее", "Красный пахарь". Самовары артели "Наше будущее" в 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке были удостоены Диплома первой степени за отличную выработку, доброкачественную сборку и лучший фасон. На самоварах, выпущенных этой артелью, можно было прочитать клеймо: "Самоварная фабрика 1-ой кооперативной артели, удостоенная диплома I степени". Расцвет производства самоваров в Туле после революции приходится на период НЭПа. В годы Великой Отечественной войны все фабрики города были перепрофилированы на выпуск военной продукции и почти все были разрушены при защите города от наступавших немецко-фашистских войск под командованием Гудериана, которые так и не захватили Тулу.
После Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии тульского самоварного производства. В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод "Штамп" единственный в городе стал выпускать самовары.
Далеко шагнула технология производства. Работа над усовершенствованием производства самоваров продолжается. Если раньше ручки самоваров клепали, то теперь это делается методом сварки, кран тоже сваривается с корпусом. Все детали самоваров изготавливаются из высококачественных материалов: латуни, чугуна, стали, пластмассы. Выполненные из латуни, в целях антикоррозийной защиты и придания декоративного вида, самовары подвергаются никелированию по внешней и лужению по внутренней поверхности. Гарантийный срок работы самовара - 10 ле.т
Особого внимания заслуживают выставочные экземпляры самоваров. Самовар "Дружба народов", выполненный в форме вазы. Его ручки сделаны в виде листьев винограда, на стенке - выпуклое изображение гербов союзных республик
     В самоваре-сувенире "Избушка" (да-да, та самая, на курьих ножках) отлиты именно отлить, кронштейны, дракончики. Самовар "Миру - мир". Корпус его - "земной шар", исчерченный параллелями и меридианами. На чем держится наша земля? На труде людском. У основания корпуса - мастеровые в фартуках, с молотками в руках. Тесно обнимают планету желтые колосья. А вершина всему - дети. Они стоят, крепко взявшись за руки, на самом верху. Великолепная работа!
На самоваре "Лесная быль" изображены борющиеся охотник и медведь.
На самоваре "600 лет Куликовской битве" изображены дружины русских воинов.
Самовар "Миру - мир" украшен пшеничными колосьями с дубовыми листьями.
   Тульские самовары неоднократно награждались медалями на отечественных и международных выставках, и это свидетельствует о большой их популярности и у нас в стране и за рубежом. В 1979 году самовары из коллекции музея побывали на Национальной выставке в Лондоне, в 1983 году - в Париже и Риме на выставке "Русское чаепитие", в 56 странах мира известны Тульские самовары.
    Машиностроительный завод "Штамп" имени Б.Л. Ванникова - ведущее предприятие страны по изготовлению самоваров. 28 видов электрических, жаровых самоваров выпускают на "Штампе", емкостью 1.5, 2, 3, 5, 7, 9 литров, а также буфетные - 45 литровые. Заводом освоено несколько новых видов самоваров.
  Так с 1964 года выпускается самовар-сувенир "Ясная Поляна" емкостью 125 граммов, высотой 13 сантиметров. Это уменьшенная в 56 раз копия самовара Л. Н. Толстого, находящегося в музее-усадьбе великого писателя. 
   В 1977 году освоен новый вид самовара - комбинированный. Он представляет собой соединение жарового и электрического самовара, емкостью от 2 до 5 и более литров. Его можно вскипятить и с помощью электричества, и древесным углем, лучиной. Хорош такой самовар и в квартире и на даче, на природе. С 1990 года на заводе освоена художественная роспись.
    Как Вы уже успели заметить, дорогие гости, история нашего тульского самовара богата и разнообразна. Неизменна только любовь людей к пышущему жаром и блестящему медными боками самовару, так крепко вошедшему в нашу повседневную жизнь. Так незаметно и деликатно объединяющему нас за одним столом, и из поколения в поколение передающему традиции в семье. 
   Поверьте, приобретая Тульский самовар, Вы создаете историю, историю своей семьи!