Гильдия мастеров Тулы
0
Корзина
История русского самовара

Самовары второй половины XIX в


Среди многих предметов декоративно-прикладного искусства самовары выделяются самобытностью и самостоятельностью. Судите сами: фарфор можно спутать с фаянсом, серебро с мельхиором, бронзу со шпилтром, мебель красного дерева с мебелью из ореха, канделябр с подсвечником. И только русский самовар никогда и ни с чем не перепутаешь.

Его функция ясна и памятна, и форма четко соответствует этой функции, давая простор изобретательности мастера, который всю жизнь имеет дело с одним и тем же материалом, выбранным и изученным всеми предыдущими поколениями мастеров.

Наносимые на поверхность самовара покрытия — это лишь дань технологии, современной мастеру и моде, которая диктует и форму, и цвет изделия. 

«Везде забавлялись и везде пили чай. Эта необходимая потребность нашего купечества, эта единственная роскошь наших небогатых мещан, это праздничное, высочайшее наслаждение всех трезвых разночинцев, фабричных мастеровых и даже мужичков — наш русский, кипучий самовар дымился на каждом шагу».

М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи»

0061.jpg          
Самовар. Вторая половина XIX в. Томпак, выколотка, литье, чеканка. 43х28х25 

0060.jpg          
Самовар. Вторая половина XIX в. Ф-ка И. Г. Баташева, г. Тула. Томпак, выколотка, литье, чеканка. 54х36х31 
Немудрен самовар с виду, но сколько труда скрывается за этой кажущейся простотой. Более двадцати деталей нужно было изготовить, проделать десятки операций. В основном самовары делали из меди и ее сплавов — латуни и томпака. В XVIII и начале XIX века мастера предпочитали работать с медью- Материал мягкий, «в руках податливый». Но недостаточно прочный, поэтому красные (то есть из меди) водогреи до наших дней не дожили (за небольшим исключением). Латунные самовары часто серебрили (ртутным или гальваническим способом). Конечно, делали сосуды и из серебра. Были самовары из золоченой бронзы, тульской стали, мельхиора (сплава меди с цинком и никелем). Известны водогреи из чугуна, хрусталя, керамики. В конце XIX века самовары стали покрывать никелем (иллюстрация 63). Блестящие, как зеркало, они лихо раскупались на ярмарках. Бывало, что никелировали самовары, сделанные намного раньше, как бы подновляя их. И водогреи приобретали второе рождение. 

На иллюстрациях 66—68 — самовары-кофейники, созданные в разные годы XIX века. Они были популярны на протяжении всего столетия. Но, так как кофе пили в основном горожане, да и то немногие, самовары-кофейники сейчас — большая редкость. Их утилитарная сущность зачастую сознательно маскировалась. Делались они в основном в Петербурге. Отсюда в формах кофейников просматривается явное архитектурное стилевое начало. В отличие от своих собратьев, у кофейников отсутствует труба-жаровня. Ее заменяет выдвижной ящичек с углями, размещенный в основании. А внутри корпуса находится сосуд из металла — миксер.

В 20-е годы XIX века появляются самовары, сочетающие в себе и кофейник, и чайник (иллюстрации 69, 70). Эти двухсекционные сосуды делались также почти целое столетие. Но, в отличие от кофейников, особой моды на них не было. Поэтому встретить подобный самовар в наши дни — огромная редкость. Андрей Андреевич Лобанов рассказывает, что за самоваром (на снимке справа) ему пришлось «ухаживать» более десяти лет.


0062.jpg              
Самовар. Вторая половина XIX в. Красная медь, выколотка, литье, серебрение. 24х19х14 

0063.jpg            
Самовар дорожный. Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, никелирование. 29х20х21 
0066.jpg          
Самовар-кофейник. Середина XIX в. Красная медь, выколотка, чеканка, серебрение. 31х18х14 

0068.jpg          
Самовар-кофейник. Начало XIX в. Петербург. Латунь, выколотка, чеканка. 
38х14х17 

0071.jpg          
Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 40х35х27 
0072.jpg          
Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, гравирование, серебрение. 44х31х28 
0073.jpg          
Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 47х32х30 

Все самовары, изображенные на этом развороте, сделаны в Варшаве во второй половине XIX века. В то время Царство Польское входило в состав России и то, что великолепные польские мастера создавали водогреи, лишний раз говорит о неразрывной духовной и экономической связи двух славянских народов. Варшавские самовары узнаются на расстоянии. Они всегда несколько вычурные. Отсутствие четкого стилевого начала польские умельцы компенсируют тонкой ювелирной работой в декоративной отделке предмета, с большой фантазией используют кость, перламутр, технику гальваносеребрения. Особенно преуспевали в самоварном деле мастера фабрики «Фраже». Несмотря на близость европейских стран, большая часть самоваров, сделанных в Варшаве, поступала на российский рынок. И не потому, что Германия или Австро-Венгрия не покупали самоваров, а потому, что русские купцы платили больше. 


«Чайная машина» — так называли русский самовар в Западной Европе. К концу XIX века водогреи пользуются спросом в Турции, Иране, Марокко и других восточных странах. Стремительно расширяются промышленные производства, особенно в Туле. Но, наряду с выпуском огромного количества однотипных самоваров, успешно продолжают свое существование мастера-«индивидуальр'. Они уже работают на фабриках. Хозяева создают им необходимые условия, понимая, что состоятельного светского человека не удовлетворит предмет массовой фабричной выделки, и продолжают рождаться на свет оригинальные, не имеющие аналогов водогреи.

Придумьшая новые формы, русские умельцы не забывали о традициях. Испытание временем выдержали чайники-самовары (иллюстрации 75 и 76). Придуманные еще в XVIII веке, они не выходят из употребления и создаются на протяжении всего XIX и начала XX столетий. 


«Фонтан» (иллюстрация 81) — сосуд, не имеющий прямого отношения к нагревательным приборам, но выполненный по форме в виде самовара. Наверняка некая петербургская или московская дама, не желая терпеть на столе бурлящий и дымящийся традиционный водогрей, заводила в своем доме подобный изысканный сосуд. Прислуга еще на кухне наливала в него чай и подносила в столовую или гостиную. В «Фонтанах» подавали и охлажденное вино, и поэтому в русском обиходе их часто называли холодильниками.

В знаменитом трактире купца Демутова на Невском проспекте стоял шестиведерный гигант (иллюстрация 82), создавая вокруг себя атмосферу гостеприимства и радушия. А рядом на снимке — действующий «малыш», рассчитанный всего на одну чашечку чая, принадлежавший в свое время великой русской актрисе Вере Федоровне Комиссаржевской. Мал золотник, да дорог!

0074.jpg          
Самовар. Вторая половина XIX в. Мастер Ппешкевич, Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 52х36х28 
0080.jpg          
Самовар. Конец XIX в. Ф-ка Р. А. Тейпе, г. Тула. Латунь, выколотка, никелирование. 31х13х22 

1870-е годы в России ознаменованы небывалым интересом к истокам древнерусского зодчества. Это время можно смело назвать временем «русского Ренессанса». Формируется и завоевывает свое место в искусстве новорусский стиль. Формы и декор предметов, созданных по мотивам народных преданий и сказок, напоминают «терема златоглавые», «избушки на курьих ножках», богатырей былинных, купцов заморских.

На иллюстрация 86 — самовар «Петух». Одним из его создателей был выдающийся русский художник В. М. Васнецов, предложивший эскиз этого самовара. В 1873 году именно «Петух» получает золотую медаль на всемирной художественной выставке в Вене, где впервые экспонировались русские самовары.

В этом же году в честь «медалиста» была сделана еще дюжина ему подобных (повторов). Следы многих потеряны, но вот местонахождение четырех известно (из картотеки Андрея Андреевича):

три находятся на территории нашей страны (музеи и частные собрания), один — за рубежом, у известного коллекционера предметов прикладного искусства (по происхождению русского). 
Победное шествие русских самоваров продолжается на всемирных выставках в Париже (1899) и Глазго (1901). И этим пользуются тульские фабриканты, наводняя российский рынок массовой, конвейерной продукцией. К открытию Нижегородской ярмарки идут целые баржи, груженые товаром. Сосуды имеют всего 2—3 фасона, но зато украшены клеймами и образцами медалей. Аж по двенадцать умудрялись проставить на корпусе обычной «Банки» или «Груши» тульские «предприниматели». А ведь медали были завоеваны вовсе не этими штампованными «красавцами». Но продавались такие успешно и недешево. От 15 до 20 рублей стоил подобный «медалист», тогда как хорошая корова в те времена обходилась в 8—10 рублей. Да и деньги были обеспечены золотом. А уж совсем бесстыжие дельцы от самоварного дела впаивали в основание водогрея куски свинца, чтобы был потяжелее, а значит, посолиднее в руках держателя — отсюда и цена побольше-

Глухая тоска без причины 
И дум неотвязный угар. 
Давай-ка наколем лучины — 
Раздуем себе самовар! 
За верность старинному чину, 
За то, чтобы жить не спеша! 

Авось, и распарит кручину 
Хлебнувшая чаю душа!

                                             А. Блок 

0098.jpg                    
Самовар «Паровоз». Конец XIX в. Латунь, выколотка, чеканка, серебрение. 25х9х24 

Бульотки конца прошлого — начала нашего века отличает влияние господствующего тогда в архитектуре и изобразительном искусстве стиля модерн. И владельцами их были господа, живущие в ногу с модой. Некогда им было колоть лучину, собирать шишки для традиционного самовара. Они торопились жить. В гостиных и салонах Петербурга и Москвы спорят о политике и искусстве. На стол подается сосуд с мудреным названием, и гости пьют уже чаще не чай, а вино. Ведь бульотки приспособлены для этого.

На иллюстрации 97 — сосуд, поступивший в коллекцию Андрея Андреевича из семьи потомственных петербургских адвокатов, где частым гостем бывал А. Ф. Керенский. В этом доме до сих пор хранится фото с автографом трагического и одиозного политического деятеля:

"С благодарностью за чудесный вечер у торжественного самовара, А.Керенский" 

Затейливый водогрей в форме паровозика свистит, когда в нем закипает вода, тендер его загружен топливом (шишками), и он готов подъехать к сидящему за столом гостю.

Уникальный бронзовый самовар на иллюстрация 100 по праву завершает иллюстрации альбома. Сделанный по заказу двора Его Величества, он предназначался в подарок императору Японии, и только всем известная попытка покушения на молодого Николая, наследника престола, в 1891 году путешествовавшего по городам страны восходящего солнца, задержала этот чудо-вод огрей в хранилищах Зимнего дворца. Со времен революционных событий 1917 года следы его теряются. По слухам, в 70-х годах нашего века он украшал стол цыганского барона под Ленинградом. А в 1992 году неожиданно появился на первом антикварном аукционе магазина «Санкт-Петербург» и, к счастью для коллекционера, не был куплен (ввиду общего финансового кризиса). Андрей Андреевич в течение недели расстается с прекрасной картиной, несколькими предметами старинного фарфора, собирает нужную сумму. И вот самовар столь необыкновенной судьбы перед вами.


0084.jpg            
Самовар. Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, никелирование. 36х28х24 
0085.jpg            
Самовар. 1870-е гг. Ф-ка А. X. Матиссена, Москва Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 44х21х27 
0082.jpg            
Самовар. Середина XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 13х9х10 
0087.jpg            
Самовар. Вторая половина XIX в. Москва. Латунь, выколотка, литье, серебрение. 48х27х23 

0064.jpg 0069.jpg 0075.jpg
Самовар. Середина XIX в. Ф-ка 
 А. П.Захранина, г. Переяславль. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 52х24х27 
Самовар. Середина XIX в. Латунь, 
 выколотка, литье, чеканка. 48х23х25 
Самовар с двумя кранами.  Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка, никелирование. 42х30х21 
Самовар с двумя кранами. Начало XIX в. Латунь, Выколотка, литье. 34х27х25 
Самовар-чайник. Середина XIX в. Латунь, выколотка, литье. 32х34х13 
Самовар-чайник. Конец XIX в. Латунь, выколотка. 30х26х12
0077.jpg 0093.jpg 0095.jpg
Самовары. Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, чеканка. Бульотка. Конец XIX в. Латунь, выколотка, чеканка. 28х17х16 Бульотка. Начало XX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка, гравирование. 32х15х24 Будьотка. Конец XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 30х19х23 
Бульотка, Начало XX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка, гравирование, серебрение. 35х20х27 
0086.jpg 0088.jpg 0089.jpg
Самовар «Петух». 1870-е гг. Латунь, выколотка, литье, чеканка, гравирование, кость. 22х30х30 Самовар. 1870-е гг. Латунь, выколотка, литья, чеканка, гравирование, серебрение. 47х22х27 Самовар. 1860-е гг. Ф-ка Н. А. Воронова, г. Тула. Томпак, выколотка, литье, чеканка, кость. 42х31х28 
0090.jpg  
0091.jpg 0092.jpg
Самовар. Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 56х29х29 Самовар. Вторая половина XIX в. Ф-ка И. Д. Звенкова, Москва. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 52х31х24 Самовар. Конец XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 63х34х29
0097.jpg 0100.jpg 0099.jpg
Бульотка. Начало XX в. Латунь, выколотка, никелирование. 37х21х18 Самовар. Конец XIX в. Бронза, выколотка, чеканка, кость. Самовар. Конец XIX в. Ф-ка А. Г. Давьвдова, Москва. Латунь, выколотка, литье, чеканка, травление. 41х19х32



Нажимая на кнопку «Перезвоните мне», Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности