Гильдия мастеров Тулы
0
Корзина
История русского самовара

История России и ее символ Самовар.

Русский самовар 

«Самовар - водогрейный для чаю сосуд, боль­шей частью медный с трубою и жаровней внут­ри», - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре русского языка В. И. Даля.

В словаре указано функциональное предназ­начение самовара - нагревать воду, но для русско­го быта и всего уклада жизни самовар значил го­раздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского человека свое­образным символом семейного очага, уюта, дру­жеского общения. Наличие в доме самовара сви­детельствовало о материальном достатке. За само­варом нередко решались серьезные деловые во­просы, без самовара не обходились в самых жар­ких творческих и политических дискуссиях. Са­мовар был необходим и в доме столичного петер­бургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной куль­турной традиции.

Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди мед­ных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декора­тивно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было способно удовлетво­рить все многообразие художественно-эстетичес­ких запросов различных слоев русского общест­ва.

Самовары-шары

Самовары дома Демидовых, Урал, 1760-е гг.

Самовар-петух, Россия, 1800-е гг.

Самовар-полушар. Фабрика Н.И. Баташова, Тула, конец 19 в.

Самовар с трубой. Фабрика братьв Шемариных. Тула, конец 19 в.

Самовар-полушар. Фабрика Б.Ханненберга. Варшава, конец 19 в.

Самовар. Фабрика Б.Г. Тейле с сыновьями. Тула, конец 19 - начало 20 в.

Самовар-полушар. Тула. КОнец 19 - начало 20 в.

Самовар-петух электрический. Куйбышев. 1980-е гг.

Самовар электрический. Горький. 1970-80 гг

Самовар подарочный. Завод "Штамп" им. Ванникова. Тула. 1970 гг.

Все возрастающий интерес к истории самовара, как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства и русского быта, необы­чайная популярность самовара в нашей стране на протяжении почти двухсот пятидесяти лет объяс­няются тем, что это неживое изделие из металла для нагревания воды имеет живую «душу». Так как непреходящи те понятия, олицетворением ко­торых всегда был самовар: гостеприимство и раду­шие, дружеское общение, задушевная беседа, до­машний уют и покой.

История самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с таким интереснейшим разде­лом декоративно-прикладного искусства, как рус­ский художественный металл.

Сейчас трудно сказать, когда был создан пер­вый самовар, но его появление теснейшим обра­зом связано с теми важными реформами в эконо­мической, политической, общественной жизни России, которые произошли в Петровскую эпоху и которые буквально «подняли на дыбы» весь рос­сийский уклад жизни.

Активное освоение в начале XVIII века руд­ных богатств Урала, возникновение там целого ряда металлургических предприятий, в том числе и медеплавильных, привело к тому, что «остроде­фицитная медь, почти не добывавшаяся в нашей стране, с начала XVIII века уже вывозилась за границу».

Самовары-бочонки

Самовар. Росиия. Конец 18 в.

Самовар. Росиия. Последняя четверть 18 в.

Самовар. Фабрика наследника И.Г. баташова. Тула. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар электрический. Куйбышев. 1980-е гг.

 

Уральские заводы, наряду с такими традици­онными центрами по изготовлению медной посу­ды, как Москва, Вологда, Ярославль, Кострома, Холмогоры, Архангельск становятся крупнейши­ми производителями этого вида изделий. Именно на уральских заводах складываются те технологи­ческие приемы выделки сложной по формам и бо­гато декорированной медной посуды и тот основ­ной инструментарий, которые в дальнейшем бу­дут широко использоваться и при производстве самоваров.

Так, уже в 1730-е годы при выделке чайников и другой медной посуды на Екатеринбургском за­воде отдельно изготовлялось тулово сосуда, от­дельно - детали: поддоны, ручки, крышки, кото­рые потом припаивались или приклепывались к тулову. Сам же корпус-тулово обрабатывался на специальной наковальне, называемой «кобылиной», которая в дальнейшем стала применяться на любой самоварной фабрике и в каждой само­варной мастерской.

Самоварное дело складывалось и развивалось на базе производства медной посуды, будучи с первых своих шагов связано с горнозаводской ма­нуфактурной промышленностью в частности и с промышленным мануфактурным производством в целом.

Первые известные нам упоминания о самоварном производстве и о самоварах содержатся в «Реестре какое число сделано и отдано господину дво­рянину Григорию Акинфиевичу (Демидову) раз­ных звания медной посуды в 1745 г. и по какой цене в продажу производится» и в «Описи иму­щества Онежского второклассного монастыря»,  которая датируется 1746 годом, и где среди других предметов упомянуты и «два самовара с трубами  зеленой меди». Имеющиеся сведения не дают еще представления о том, какие формы и устройство имел самовар в то время, поэтому судить о самова­рах этого периода можно только на основании тех многочисленных образцов, которые имеются в музеях России.

Самовары дорожные

Самовар. Мастерская Назара Лисицина. Тула. Конец 18 в.

Самовар. Мастерская Егора Вешнякова. Тула. Конец 18 - начало 19 в.

Самовар. Россия. Конец 18 - начало 19 в.

Самовар. Россия. ВТорая половина 19 в.

Самовар гостиничный и для пекников. Фабрика наследника и. Г Баташова и Н.И. Баташова. Тула. Конец 19 - насало 20 в.

Самовар- чайник с трубой. Россия. Насало 20 в.

Самовар-кухня. Фабрика Товарищества самоварной фабрики наследников В.С. Баташова. Тула. Конец 19 в.. Мастерская Назара Лисицина. Тула. Конец 18 в.

Самовары-чайники. Россия. Коней 19 - начло 20 в.
 

Сохранившиеся самовары 1740-1760-х годов еще значительно отличались от привычных для нас форм. Они состояли из двух частей: шарообразно­го тулова, внутри которого была впаяна конусо­видная трубка, служившая для тяги, и стацио­нарной подставки-подноса с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги. Эти первые самовары и внешне, и по своему устройству были похожи на английские, так называемые, «чайные урны» или «чайные со­суды», служившие для кипячения воды и быто­вавшие в Англии в 1740-1770 годы.

Упрочившийся и в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способ­ствовал более широкому распространению, наря­ду с традиционной русской посудой - братинами, ендовами, ковшами, новых форм, в частности, чайников, кофейников и самоваров.

Для истории возникновения самовара интересен также тот факт, что среди ассортимен­та уральской медной посуды уже в начале 1730-х годов часто упоминались «казаны с трубами»,  «кубы винокуренные с трубами», «кубы винные с колпаками и трубами», которые широко приме­нялись в монастырских и помещичьих хозяйст­вах.

Возможно, именно сочетание трубы из вино­куренного куба и формы чайника «аглицкого фа­сона», как ее называли в XVIII веке, и дало наи­более ранний, известный по музейным собрани­ям, уже непосредственно специфически русский вариант водонагревательного сосуда - самовар-сбитенник, то есть чайник с трубой внутри и под­дувалом. Подобные чайники-самовары применя­лись для кипячения воды, а также служили для приготовления сбитня - напитка из меда с пряно­стями, употреблявшегося в горячем виде. Чайни­ки-самовары использовались продавцами сбитня, которые ходили по базарам, ярмаркам и предла­гали подкрепиться горячим сбитнем с баранками. Чтобы напиток не остывал, в трубу чайника на­кладывали горячие угли.

В 1760-е годы производство медной посуды и самоваров было уже налажено на крупных ману­фактурах Урала и Москвы. Наряду с самоварами-чайниками во второй половине XVIII века делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком ко­торых были внутренние перегородки, позволяв­шие не только кипятить воду, но и готовить раз­личную пищу. Иногда отделение, предназначен­ное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпач­ками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кро­ме того, еще отдельную крышку. Подобные само­вары были очень удобны и долго сохранялись в быту, особенно в провинциальных городах. Само­вары-кухни использовались не только дома; их брали в дорогу, при выездах за город, в лесу или в поле варили в них обед и кипятили воду для чае­пития.

Самовары-вазы

Самовар (Подарок Александру I) Фабрика Никиты, Федора. Петра Черниковых. Тула 1818 г.

Самовар. Луганский литейный завод 1825 г.

Самовар. Мастерская Василия и Ивана Ломовых. Тула

Самовары. Россия. Первая треть 19 в.

Самовар. Россия. Первая треть 19 в.

Самовар. Фабрика Ф.Н. Кондратьева. Петербург 1840-1850 гг.

Самовар. Россия. 1860-1870 гг

Самовар. Россия. 1850 г.

Самовар-пламя. Россия. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар. Тула. Конц 19 - начало 20 в.

К концу XVIII века самовар уже имел отличи­тельные черты и те конструктивно-функциональ­ные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны для нас и сейчас, что и поз­воляет считать самовар изделием сугубо нацио­нальным. Это наличие трубы-жаровни в виде кув­шина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачков-заглушек.

Тогда же вырабатывается и тип самовара-ко­фейника, который имел внутри специальное уст­ройство для приготовления кофе в виде вынимаю­щейся металлической рамы с холщовым мешоч­ком.

Нередко самоварные формы XVIII века повто­ряли традиционный облик русской медной посу­ды - братин и чаш. Тулово самоваров часто укра­шали пышным чеканным или гравированным ор­наментом в стиле барокко или рококо.

В конце XVIII века появляются самовары в ви­де вазы и античной урны, яйцевидной формы с уг­лубленным широким поясом в средней части ту­лова и ложчатым низом, а также складываются и основные принципы декора самоваров. Ту­лово расчеканивалось ложчатым или рока ильным орнаментом, украшалось изображением цветоч­ных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов, поясками растительного или геометрическо­го орнамента. В этот период в формах самоваров и в их декоре еще используется стилистика рококо, но все сильнее сказывается влияние классицизма. Богато орнаментированный самовар при его ути­литарном назначении воспринимается уже и как вещь художественная, как произведение декора­тивно-прикладного искусства; он включается в сервировку стола, в оформление интерьера.

Самовары-рюмки

Самовар. Мастер А. Крюков. Тула. Вторая половина 19 в.

Самовар. Фабрика И.Ф. Капырзина. Тула. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар. Мастерская Н.Е. Шапошникова. Киржач. Владимирская губерния. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар (заказной).Фабрика А. Мовшовича. Тула. 1862 г.

Самовар. Тула. КОнец 19 - начало 20 в.

Самовар комбинированный . Изготовлен к 9 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Тула. 1926 г.

 Самовар подарочный. Завод "Штамп" им. Ванникова. Тула 1970 гг.

 

На рубеже XVIII и XIX столетий в обиход вхо­дят самовары, связанные традицией формообра­зования с устоявшимися образцами бытовых ве­щей из меди и дерева. Это четырех-, шести- и вось­мигранные самовары, самовары в виде бочонка. Такие самовары, как правило, имели отъемные ножки, что было удобно при перевозке. Поэтому их и стали называть дорожными.

Самовары подобных форм, получившие широ­кое распространение, изготовляли в Туле на фаб­рике Назара Лисицына, в 1810-1820-е годы - на лакировальной фабрике в Петербурге и в других местах.

Наибольшее разнообразие самоварных форм и их орнаментации наблюдалось в начале и первой половине XIX века. Внешний вид и художествен­ное оформление самовара изменялись в соответст­вии с колебаниями общественного вкуса. В XVIII веке самовары были выполнены в рокайль ной стилистике или в духе искусства классицизма, в первой половине XIX - в стиле ампир, во второй половине столетия сказалось влияние историзма, в начале XX века - искусства модерна.

В 1810-е годы самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина (около 3 тысяч штук в год), находившийся в Мос­ковской губернии, но к 1820-м годам все большую роль в самоварном производстве стала играть Ту­ла.

Еще с XVII века Тула была одним из крупней­ших центров металлообработки в Московском го­сударстве. На протяжении XVIII века тульские мастера специализировались в первую очередь на изготовлении оружия, а также партикулярных (частных), то есть бытовых, художественных из­делий из стали. На рубеже XVIII-XIX веков туль­ские оружейники начинают искать новый ассор­тимент партикулярных изделий, который заме­нил бы художественные изделия из стали, произ­водимые ими на продажу в домашних мастер­ских. Медная посуда, в частности самовары, ока­залась наиболее удобной и выгодной для произ­водства в небольших ремесленных заведениях с разделением труда по операциям.

В течение XIX века в Туле и Тульской губер­нии возникали и существовали сотни заведений, занимавшихся выделкой медных изделий, среди которых важное место занимали самовары и чай­ники.

Первая из известных по архивным источни­кам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала Назару Федоровичу Лисицыну. Еще его отец - Федор Иванович Лисицын, бывший оружейник, который «более трид­цати лет упражнялся в оружейном деле по медно­му цеху», в 1760-е годы основал свое частное про­изводство. В связи с растущим спросом на кухон­ную утварь заведение Лисицына, перейдя к его сыну Назару Федоровичу, стало специализиро­ваться на выпуске самоваров.

В начале XIX века была широко известна дру­гая тульская самоварная фабрика, принадлежав­шая Василию и Ивану Ломовым. «Основавшие в 1812 г. самоварную фабрику купцы Василий и Иван Ломовы предпочитали набирать рабочую си­лу не из крестьян, отпущенных на оброк, а из го­родских сословий...» Более квалифицированная рабочая сила из городских сословий создала ши­рокую известность ломовским самоварам. В 1820-е годы фабрика братьев Ломовых ежегодно выпускала 1000-1200 самоваров, которые сбыва­лись главным образом не в Туле, а в столицах, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках и даже в «заморских странах». В первые два десятилетия XIX века появляется еще ряд новых самоварных фабрик: Киселева, Курашова, Сиднева, Афанасье­ва, Черникова, Маликова, Минаева, Чегинского.

В месяц один мастер вырабатывал десять про­стых и четыре-пять фигурных самоваров, которые стоили недешево: от шести до десяти рублей за штуку.

Самовары-банки

Самовар трактирный. Фабрика Сафонова. Москва. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар. Фабрика Алексея и Ивана Баташовых. Тула. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар трактирный. Фабрика Н.А. Воронцова. Тула. Конец 19 в.

Самовар комбинированный. Фабрика торгового дома Б.Г. Тейле с сыновьями. Тула. Начало 20 в.

Самовар. Фабрика наследников К.Д. Горнина. Тула. Конец 19 - начало 20 в.

 

Изготовление самовара начинали с отбора ма­териала - по листу меди проводили шилом или специальным крючком, и если процарапанная ли­ния была желтой и непрерывной, то такая медь шла на большой цилиндр. Если же желтая линия прерывалась - это указывало на примесь окиси меди, то из такого листа делали жаровую трубу или мелкие детали, которые впоследствии не то­чили и не полировали.

Расчерченные листы меди разрезали по мер­кам, складывали в цилиндр, по кромкам которого нарезали зубцы, соединявшие между собой края, и плотно прижимали молотком на кобылине. За­тем его спаивали в горне. Неровности на запаян­ных швах опиливали и еще раз проковывали мо­лотком на кобылинах. Потом корпус вновь отжи­гали и медленно охлаждали.

Одной из основных операций была наводка, которая требовала несколько этапов, каждый раз сопровождаемых отжигом в горне. Нередко она повторялась двенадцать-четырнадцать раз. Наво­дили самовар с середины. После отделки нижней части приступали к наводке верхней. Место спай­ки корпуса с шейкой проковывали на круглой ко­былине наводильным молотком. Шейки и внут­ренние кувшины (жаровую трубу) наводили так же. Затем шейки припаивали к корпусам, наводили окончательно, тщательно ковали - тяхтали особым тяхтальным молотком. К верхнему краю стенки корпуса припаивали литой медный обруч и точили самовар и шейки.

Внутренняя жаровая труба состояла из двух плотно сходившихся частей. Спаянные части тру­бы несколько раз наводили, протравляли кисло­той и лудили. Многодельный и трудоемкий про­цесс изготовления самоваров позволяет понять, почему в музейных коллекциях эти изделия нача­ла первой половины XIX века представлены не­большим количеством экземпляров. В это время их делали сравнительно немного, они представля­ли для владельцев значительную ценность, пере­давались по наследству, использовались в семье не одним поколением, поэтому часто у них исся­кал запас прочности, и они просто не сохранились.

К середине XIX века сложились три основных группы самоваров: самовары-кухни, служившие для приготовления пищи, самовары-кофейники для варки кофе, самовары для кипячения воды, среди которых выделялись дорожные. В 1830-1840-е годы появилась новая форма - гранная. В таких самоварах средняя часть тулова гра­нилась на шесть или восемь частей.

В 1830-е годы в Туле возникли самоварные производства Ильи Федорова, Василия Петрова, Герасима Тимофеева, Ивана Федорова, а в 1840-е к ним добавились заведения Гаврилы Попова, Платона Иванова, Ивана Данилова, Максима Ни­китина.

В 1840-1850-х годах в Туле существовало до восьмидесяти фабрик. Среди них были и круп­ные. Выделялись заведения Маликовых, Баташевых, Балашевых, Воронцовых, Леонтьевых, Со­мовых, положившие начало целым династиям са­моварных фабрикантов.

Основная продукция фабрик, как и в первой четверти XIX века, исчислялась пудами, но, наря­ду с весовыми самоварами простых форм, делали и поштучные, так называемые «ценовые». Цена их была намного выше. Если пуд самоваров в 1855 году стоил 15 рублей, то «ценовые» шли по 3 руб­ля 15 коп. за штуку. Отправляли самовары на продажу в различные города Российской импе­рии, упаковывая в особо приготовленные ящики, заполненные соломой.

Самовары нестандартных форм

Самовар. Россия. Вторая половина 18 в.

Самовар с двумя кранами. Россия. Начало 19 в.

Самовар. Россия. Вторая половина 18 в.

Самовар. Россия. 1840-1850 гг.

Самовар-яйцо. Петербург. 1860 гг.

Самовар-желудь. Самоварное производство В.И. Полосатова бывшего мастера фабрики В.П. Баташова. Тула. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар-кумган струбой. УралРоссия. Конец 19 в.

Самовар-яйцо. Фабрика товарищества наследников В.С. Баташова. Тула. КОнец 19 - начало 20 в.

Самовар. Россия. Начало 20 в.

Самовар-кофейник. Торговый дом "Мюр и Мюрилиз". Москва. Начало 20 в.

 

Каждая из фабрик старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое раз­нообразие самоварных форм в первой половине - середине XIX века: конические, гладкие, гране­ные, в форме шара. Интересны самовары, выпол­ненные в стиле «неогрек», зачастую буквально воспроизводившие античные образцы. В 1840-1850-е годы в моду входят изделия из заме­нителей серебра, пользовавшиеся спросом и в дво­рянских семьях, и даже, при царском дворе, а также в кругах среднего по достатку городского населения. Популярными становятся самовары из накладного серебра (медная основа, покрытая с одной или двух сторон тонким про вальцованным листом серебра), которое, как правило, украшали богатым пышным орнаментом в духе «второго ро­коко» - накладными пышными бордюрами из ре­льефных цветов, листьев и раковин. Стоили такие изделия (в зависимости от сложности и качеств отделки) от двадцати пяти до ста рублей за штуку. Делали их преимущественно в Москве и Петер­бурге. В Москве - на фабриках И. Ф. Эмме, К. Я. Пеца, А. X. Матиссена, Розенштрауха, в Петер­бурге — Ф. Н. Дубинина, Ф. Н. Кондратьева, гер­цога Лехтенбергского. Московские и петербург­ские фабрики, наряду с тульскими, традиционно оставались основными производителями самова­ров.

Во второй половине XIX столетия размеры и емкости самоваров были крайне разнообразны — от стакана до двадцати литров. Цвет изделий за­висел от металла, из которого их делали: серебро, красная медь, латунь, томпак (сплав меди и цин­ка, имел насыщенный красноватый оттенок), на­кладное серебро, хотя для некоторых самоваров использовали и нехарактерные материалы - сталь и чугун.

Крупнейшим центром производства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столицей. Здесь по­явились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями. С 1870-х годов продук­ция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжина­ми. Самоварные изделия широко завоевывают рынок. Их можно было встретить в семьях рабо­чих, зажиточных крестьян, в купеческих домах, на постоялых дворах, в чайных и трактирах. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевлению производства происходит унифика­ция форм и декора самоваров.

Стандартизированные образцы самоваров, удобные для массового производства, производив­шиеся в различных вариантах, разнообразились чаще всего литыми фигурными деталями: крана­ми, ветками кранов, ручками всевозможных кон­фигураций. Вместе с тем изготовляли и дорогие самовары оригинальной формы, многие из кото­рых выпускали для российского потребления са­моварные фабрики Фраже, Плешкевича, Хеннеберга, находившиеся в Царстве Польском. Их вы­делывали из белого металла (медного сплава с до­бавлением цветных металлов; к концу XIX века подобные сплавы стали называться мельхиором или нейзильбером), латуни или меди с гальвани­ческим серебряным покрытием. Они более тяже­ловесны, нежели московские или петербургские изделия, с туловом, обычно покрытым цезалировкой - механической гравировкой по металлу. Ти­пичный образец заказного, штучного самовара - самовар-петух, изготовленный для Всемирной Венской выставки 1873 года. Ножки его выполне­ны в виде куриных лапок, носик сделан в виде го­ловки петуха. На тулове - славянской вязью над­пись: «Самовар кипит, уходить не велит». Но все-таки в те годы превалировали массовые самовары, крупнейшими производителями которых были фабрики Баташевых, Балашевых, Воронцовых, Ваныкиных, чья продукция насчитывала более тысячи штук в год.

Наибольшую известность получили самовар­ные фабрики Баташевых. Относительно недоро­гие, хорошего качества самовары, клейменные фамилией Баташевых, охотно раскупались по всей России. Самыми знаменитыми были: фабри­ка Ивана Григорьевича Баташева (основанная в 1825 году и впоследствии перешедшая к его сыну Николаю Ивановичу, проданная в дальнейшем Тейле); фабрика, основанная в 1840 году Васили­ем Степановичем Баташевым, существовавшая потом под фирмой «Наследники В. С. Баташева», и третья, открытая в 1840-1850-х годах Алексан­дром Степановичем Баташевым, при котором и прекратила свое существование. Известно также несколько поддельных фабрик «лже-Баташевых», клеймивших свои изделия маркой «Восприемники или наследники Баташева».

Практика клеймения самоваров во второй по­ловине XIX - начале XX века была присуща всем крупным самоварным фирмам Тулы. Формы клейм передавались от отца к сыну, что свиде­тельствует о преемственности поколений и моно­полизации самоварного дела в руках небольшой группы фабрикантов.

Наряду с крупными тульскими фабриками су­ществовали и небольшие мастерские, обслужи­вавшие местный рынок: во Владимирской губер­нии - это заведения Михаила Петровича Гаевского, Н. Е. Шапошникова в Киржаче; в Вятской гу­бернии - Егора Михайловича Попова; в Костром­ской - Василия Гавриловича Ермолина и Суматохина; в Ярославской - М. П. Колотилыцикова, Ивана Пушкова в Данилове, Е. С. Пушковой и Н. М. Шубина.

Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные назва­ния, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пла­мя» и т. д.

При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте — «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» и в других направ­лениях историзма. Декорировали их и раститель­ным орнаментом в модной манере «романтическо­го» модерна. Одним из излюбленных приемов цве­тового решения становится сочетание красной ме­ди и латуни.

В это время частым спутником самовара ста­новится бульотка (от французского bouillir - ки­петь) - небольшой сосуд на подставке со спиртов­кой. Бульотка обычно ставилась на стол, уже на­полненная горячей водой и при помощи пламени спиртовки вода поддерживалась в состоянии ки­пения, пока не закипал заново налитый холодной водой самовар. Учитывая, что за чайным столом выпивали не один самовар, бульотки оказались как нельзя кстати. Наиболее распространены они были в домах столичной аристократии, хотя ими достаточно широко пользовались и в средних сло­ях общества, особенно среди интеллигенции.

Бульотки

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Петербург. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка и заварной чайник. Россия. Начало 20 в.

Наибольшего развития самоварное производ­ство достигло в России в 1912-1913 годах, когда годовой выпуск продукции только в Туле равнял­ся 660 тысячам штук. Самовары продавались не только в России, но и за границу — в Марокко, Турцию, Иран, в другие восточные страны. Пер­вая мировая война приостановила выпуск самова­ров. Возобновился он после революции и оконча­ния гражданской войны. В статье М. Госберга, опубликованной в 1925 году, упомянуты две крупные государственные самоварные фабрики, работавшие в Туле: самоварная фабрика имени В. И. Ленина (в помещении бывшей фабрики Шемарина) и фабрика Тульского патронного завода, находившаяся на территории бывшей фабрики Н. И. Баташева. В конце 1920-1930-х годов рабо­тала еще тульская фабрика «Наше будущее» (1-я кооперативная артель).

До распада СССР самовары выпускались на це­лом ряде предприятий в различных городах — Ле­нинграде, Днепропетровске, Гродно, Куйбышеве, Туле и Суксуне (на Урале). Наряду с жаровыми делали и делают электрические самовары. До на­ших дней сохранилась форма шара, «рюмки» раз­личных видов, «вазы», бочонка, а в Самаре даже изготавливают подарочный самовар-петух.

Современные самовары сохранили популяр­ность не только у нас в стране. Они пользуются большим спросом за рубежом: до 1991 года их экс­портировали в пятьдесят семь стран мира.


Указатель самоварных фабрик России

Владельцы самоварных фабрик,

Год основания фирмы

по фамилии которых назывались фирмы

Архангельск

Демидовы

Вторая половина XVIII в.

Арзамас

Лысковцев Петр Иванович

1840-е годы

Владимирская губерния

Гаевский Михаил Петрович

1870-е годы

с. Лукьяново

Захранин Андрей Петрович

1848 г.

г. Переяславль

Котельникова Наталья

Первая половина XIX в.

Покровский у., г. Киржач

Суровцев Александр Николаевич

Первая половина XIX в.

Покровский у.

Шапошников Н. Е.

1865 г.

Покровский у., г. Киржач

Вятская губерния

Попов Егор Михайлович

1864 г.

Кострома

Ермолин Василий Гаврилович

1853 г.

Суматохин

Середина XIX в.

Москва и Московская губерния

Аленчиков и Зимин

1880-е годы

Давыдов Арсений Гаврилович

1870-е годы

Зотов Иван

1820-е годы

Звенков Иван Дмитриевич

1870-е годы

Куперман

1880-е годы

Матиссен Александр Христофорович

1873 г.

Мюр и Мерилиз (Торговый дом)

Самовары делали в своих мастерских с 1890-х

годов

Пец К. Я.

1840-е годы

Розенштраух

Первая половина XIX в.

Суровцев Прокопий Васильевич

1804 г.

Севрюгин

Вторая половина XIX в.

Сушкин А. С.

Вторая половина XIX в.

Сушкин Василий

Вторая половина XIX в.

Тихомиров Кирилл Филиппович

1879 г.

Тянков Василий Семенович

1875 г.

Богородицкий у., д. Перхурово

Шмаков Александр

1760-е годы

Эмме

1840-е годы

Петербург

Дубинин Ф. Н.

1840-е годы

Кондратьев Ф. Н.

1840-е годы

Лакировальная фабрика

Самовары выпускали с 1812 г.

Слободско-Украинская губерния

Кирсанова

1812 г.

с. Тростяница

Тула

Афанасьев Александр

1823 г.

Алексеев Алексей Романович

1860 г.

Баташевы Николай Иванович

и Иван Александрович

1825 г.

Баташев Михаил Петрович

1825 г.

Баташевы Василий Александрович

1840 г.

и Павел Степанович

Баташев Василий Степанович

1840 г.

Баташев Иван Григорьевич

1854 г.

Баташев Дмитрий Федорович

1854 г.

Баташев Степан Федорович

1854 г.

Баташев Петр Матвеевич

1855 г.

Баташев Егор Иванович

1856 г.

Баташев Александр Егорович

1873 г.

Баташев Алексей Егорович

1879 г.

Баташевы Василий, Алексей, Павел

1879 г.

Бурцева Анна

1879 г.

Бабков Иван Миронович

1879 г.

Березин Иван Иванович

1886 г.

Список самоварных предприятий

под фирмой «Баташевы». Начало XX в.

Баташев Василий Павлович

Баташев Николай Иванович

Баташев Григорий Павлович

Баташев Петр Михайлович

Баташев Алексей Михайлович

Баташев Николай Емельянович

Баташев Василий Михайлович

Баташев Павел Иванович

Баташев Иван Федорович

Баташев Иван Ильич

Баташев Василий Алексеевич

Баташев Василий Николаевич

Баташев Василий Дмитриевич

Баташев Михаил Васильевич

Воронцов Гавриил Тимофеевич

1845 г.

Воронцов Николай Алексеевич

1860 г.

Ваныкин Егор Александрович

1862 г.

Воронцов Дмитрий Осипович

1870 г.

Владимиров Михаил Петрович

1890 г.

Гольтяков Николай Иванович

1840 г.

Гайдуров Федор Петрович

1840 г.

Голяков Григорий Дмитриевич

1855 г.

Рудаковы Павел и Егор Алексеевич

1858 г.

Горнин Кондратий Дмитриевич

1872 г.

Гудков Василий Максимович

1877 г.

Галактионов Василий Иванович

1882 г.

Горелов Павел

1883 г.

Гудкова Пелагея Михайловна

1887 г.

Данилов Петр

1855 г.

Данилов Виктор Петрович

1880 г.

Жилин Николай Гаврилович

1894 г.

Закатов Иван Васильевич

1861 г.

Зябрев Козьма (Кузьма) Александрович

1865 г.

Зубов Федор Иванович

1865 г.

Зябрев Федор

1879 г.

Зябрев Василий Кузьмич

1880 г.

Зябрев Алексей Кузьмич

1884 г.

Ильин Петр Иванович

1861 г.

Курашев Ефим Яковлевич

1803 г.

Киселев Степан Федорович

1821г.

Курашов Андрей

1823 г.

Касаткин Николай Иванович

1854 г.

Клепикова Прасковья Климовна

1855 г.

Курбатов Дмитрий Иванович

1873 г.

Котырев Василий Сергеевич

1875 г.

Каменев Иван Гаврилович

1876 г.

Крымова Александра Алексеевна

1879 г.

Красильников Александр

1879 г.

Портнова Варвара Павловна

1882 г.

Картунов Никита Алексеевич

1882 г.

Капырзины Иван и Алексей Федоровичи

1883 г.

Кобылин Иван Петрович

1885 г.

Лисицин Назар Федорович

1778 г.

Ломовы Василий и Иван

1812 г.

Лисицины Никита и Николай Назаровичи

1823 г. (перешла от Назара Лисицина)

Ломов Илья Иванович

1830 г.

Лукьянов Сергей Христофорович

1854 г.

Лялины Яков и Максим

1854 г.

Леонтьев Алексей Иванович

1855 г.

Лисицин Никита Никитович

1855 г.

Лилин Василий Александрович

1867 г.

Лукьянов Николай

1879 г.

Леонардов Василий

1879 г.

Медведев Василий Филиппович

1796 г.

Маликов Гаврила Петрович

1821 г.

Маликов Иван Петрович

1824 г.

Минаев

1824 г.

Медведев Михаил Васильевич

1830 г.

Медведев Александр Степанович

1842 г.

Масолов Алексей Петрович

1854 г.

Маликов Иван Иванович

1854 г.

Маракушкин Григорий Трофимович

1854 г.

Маликов Николай

1855 г.

Майлистов Александр Абрамович

1855 г.

Мозжечкова Вера Андреевна

1860 г.

Мозжечков Николай

1879 г.

Медведева Александра

1879 г.

Маслов Иван

1879 г.

Максимов Дмитрий Сергеевич

1882 г.

Мовшович Арон

1892 г.

Николаев Николай Федорович

1886 г.

Петрова Екатерина Ивановна

1850 г.

Покровская Любовь Арсентьевна

1852 г.

Поляков Ефим Иванович

1854 г.

Поляков Григорий Дмитриевич

1854 г.

Покровский Александр Ильич

1855 г.

Панаргин Павел Иванович

1855 г.

Пучков Константин Тимофеевич

1878 г.

Пучков Тимофей Александрович

1879 г.

Петрова Екатерина

1879 г.

Пономарев Николай

1879 г.

Пономарев Иван Иванович

1886 г.

Рудаков Сергей Петрович

1854 г.

Рязанский Антон Михайлович

1879 г.

Стрекопытов Иван Яковлевич

1821 г.

Сиднев Гаврила Яковлевич

1823 г.

Сухов Иван Антонович

1828 г.

Стрельниковы Михаил и Александр

1840 г.

Соколов Иван Сергеевич

1854 г.

Степановы Петр и Алексей Григорьевичи

1854 г.

Сомова Прасковья Дорофеевна

1855 г.

Судаков Николай Владимирович

1855 г.

Судаков Николай Иванович

1855 г.

Салищев Дмитрий

1865 г.

Салищева Татьяна Ивановна

1869 г.

Салищев Иван Андреевич

1876 г.

Судакова Александра

1879 г.

Соколов Антип

1879 г.

Судаков Иван

1879 г.

Соколов Родион

1879 г.

Сергиевский Михаил

1882 г.

Салищев Александр Андреевич

1885 г.

Соловьев Петр Васильевич

1887 г.

Тяпкин Родион Дмитриевич

1850 г.

Тейле Берин Густавович

1868 г.

Тейле Берта Густавовна

1870 г.

Тейле Рейнгольд Адольфович

1870 г.

Туляков Михаил

1879 г.

Туляков Егор Михайлович

1884 г.

Туляков Григорий Иванович

1885 г.

Федукин Михаил Иванович

1854 г.

Феофилова Серафима Ивановна

1868 г.

Феофилов Василий Иванович

1879 г.

Черниковы Никита, Федор, Петр

1823 г.

Чегинский Василий

1824 г.

Черногоров Павел Федорович

1831 г.

Чистяков Иван Иванович

1849 г.

Чигинская Александра

1852 г.

Черников Николай Иванович

1854 г.

Чистякова Олимпиада Ивановна

1854 г.

Чегинский Николай Иванович

1854 г.

Чуканов Василий Николаевич

1865 г.

Чекалин Андрей

1879 г.

Чегинский Иван

1879 г.

Чекалин Михаил Михайлович

1885 г.

Чегинский Владимир Николаевич

1892 г.

Шерлин Яков Иванович

1833 г.

Шувалов Александр Сергеевич

1855 г.

Шелешнев Петр Николаевич

1876 г.

Шахов Филипп

1883 г.

Шемарин Владимир Иванович

1894 г.

Урал

Демидовы

Самовары выделывали с 1740 гг.

Суксунский завод; Нижнетагильский завод

Кожевников Алексей Иванович

1850 г.

Кожевников Александр Дмитриевич

1880 г.

г. Кунгур

Строганов

1760 г.

Добрянский завод

Турганинов

1760 г.

Талицкий завод; Сысертский завод

Шадрин Мармион Иванович

1880 г.

г. Нижний Тагил

Шляхтин А. В.

1880 г.

г. Суксун

Ярославская губерния

Колотилыциков М. П.

1876 г.

г. Углич

Пушков Иван

Середина XIX в.

г. Данилов

Пушков Николай Васильевич

1830 г.

г. Данилов

Пушкова Елизавета Степановна

Вторая половина XIX в.

г. Данилов

Рукавишников Иван

1815 г.

г. Ярославль

Скорняков Иван Андреевич

1845 г.

г. Углич

Шубин Никифор Михайлович

Вторая половина XIX в.




Нажимая на кнопку «Перезвоните мне», Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности