Гильдия мастеров Тулы
0
Корзина
Технология и история самоварного производства

Современное заводское производство

Завод Штамп имени Ванникова

Привычный взгляд на самовар как на су­губо бытовой пред­мет привел к тому, что в период индуст­риализации (1930-е годы) производством самоваров занялось крупное промышлен­ное предприятие - Тульский патронный завод. Самовары со­здавались механизи­рованным способом, и над их внешним ви­дом художники уже не работали. И лишь в послевоенное время о самоварах вспом­нили как о красивых представительных предметах национального быта.

В настоящее время завод «Штамп» (так с 1943 года называется Тульский патронный за­вод) выпускает три десятка модификаций са­моваров, но все они являются результатом пе­реработки каких-либо ранее бывших форм и не представляют собой образцы принципи­ально новых художественных решений. Это относится только к самоварам массового про­изводства, современные дизайнеры и сейчас работают над интересными моделями пода­рочных или заказных вещей.

В 1932 году по этой же причине остановил самоварное производство и Патронный завод, но уже в 1934 году возобновил его. Теперь все самоварное производство в Туле было сосредо­точено на Патронном заводе. С 1943 года он стал носить название «Штамп». В годы Великой отечественной войны вся промышленность страны, в том числе и Тулы, перешла на военную продукцию. Но уже сразу после Победы самовары вновь появились в номенклатуре изделий завода. Их производство начало постоянно совершенствоваться. Газета «Молот» в 1957 году писала об этом: «...Раньше труд был не только малопро­изводительным, но и требовал применения больших физи­ческих усилий, высокой квалификации работающих, не со­здавал возможности для поточного производства и повышения его культуры. Совершенно иное дело теперь... Сейчас можно сказать, что самовар почти полностью изго­тавливается методом штамповки».

Действительно, теперь почти все детали: корпус, шейка, крышка, ветка крана, кувшин изготавливались с помощью штампов, специальные станки проглаживали стенки корпу­са и крышку, ручки делали цельными, под одним прессом, краны изготавливали с помощью литья под давлением, лу­дили самовар гальваническим методом. Самовар превра­тился в продукт поточного производства и, к сожалению, растерял последние остатки своей индивидуальности. Даже сувенирная продукция разрабаты­валась с учетом требований массо­вого производства. В 1964 году в магазинах появился миниатюр­ный самовар-сувенир, емкостью 125 граммов. Эта была точная ко­пия самовара, принадлежавшего семье Л. Н. Толстого и находивше­гося в музее-заповеднике «Ясная Поляна», называлась модель точно также. Для его производства было изготовлено 24 штампа и приспо­собления, а для отделки мини­атюрной ручки диаметром 5 мм станок-малютка, размещавшийся на столе. Сувенир этот имел ог­ромный успех на внутреннем и внешнем рынке, и выпускали его в огромных количествах.

В 1950-х годах появились еще одна техническая новинка - элек­трический самовар. Появление его было вызвано изменениями в условиях жизни россиян. Во вто­рой половине XX века в Советском Союзе началось мас­совое строительство жилых домов, пусть не очень комфорта­бельных, но зато миллионы людей смогли переехать в новые дома с центра­лизованным паро­вым отоплением. И в таких квартирах жа­ровому самовару уже не было места, без печи с системой ды­мохода и отдушника­ми растапливать та­кие самовары было невозможно. В 1957 году на тульском за­воде «Штамп» разра­ботали самовар, в ко­тором вместо жаровой трубы стоял электрический на­греватель. Он пред­ставлял собой в то

время керамический изолятор, с намотанной на него элек­трической спиралью. В трехлитровом самоваре вода кипя­тилась за 30 минут, никаких неприятностей с золой и ды­мом, но, к сожалению, срок службы таких нагревателей был всего 800 часов, их приходилось часто менять. Через несколько лет неудобные керамические нагреватели сме­нили трубчатые - тэны. Срок службы тэна был уже 3000 часов, время нагревания воды сократилось до 18 минут для тех же трех литров емкости.

Электрические самовары и сейчас являются самым массовым продуктом самоварной промышленности. В Туле их выпускали 14 видов: в форме груши, шара, вазы, желу­дя, банки, конической и овальной, емкостью от 1.5 до 10 литров.

Несмотря на появление электросамовара, старинный жаровой самовар не исчез. В 1970-е годы на том же «Штам­пе» выпускали 9 видов жаровых самоваров, 5 и 7-литровых. К тому же, в 1960-х годах был раз­работан комбинированный само­вар, с жаровой трубой и трубча­тым электронагревателем вокруг нее, своеобразный синтез жаро­вого и электрического самовара.

Для декоративного оформле­ния самовара стали применять современные, высокотехнологичные способы; рельефы на кор­пус стали наноситься с помощью гидроштамповки (выдавливания орнаментов жидкостью под дав­лением в 400 атмосфер), поверх­ность самовара шлифовалась и полировалась под гальванопок­рытие никелем станками и затем дополнительно очищалась ульт­развуком, вместо кропотливой и дорогой гравировки на отдель­ных самоварах стали использо­вать фотоспособ.

При фотоспособе на поверхность наносят фоточувствитель­ную эмульсию, накладывают не­гатив с изображением. Полученный отпечаток покрывают тонким слоем защитной мастики, а незащищенные участ­ки вытравливают в растворе соляной кислоты. Таким спо­собом был украшен буфетный электрический самовар «Тульский Левша» емкостью 45 литров. На передней стенке корпуса фототравлением было нанесено изображение фи­гуры легендарного мастера Левши, подковывающего блоху, и четырех фрагментов из знаменитого сказа Н. С. Лескова «О тульском косом Левше».

Еще одна метаморфоза с самоваром произошла вса­мом конце XX столетия. Самовары начали покрывать ху­дожественной росписью различной тематики. Под рос­пись изготавливали самовар-рюмку с гладкой поверхностью, затем художники покрывали поверхности корпуса и крышки самовара многоцветной росписью спе­циальными термостойкими красками, самовар высушива­ли в печах, и как заключительный этап - поверхность ла­кировали двойным слоем лака. Во второй поло­вине XX века некото­рые предприятия других городов Со­ветского Союза так­же выпускали само­вары, но в качестве образцов использо­валась все же тульс­кая продукция. Тем не менее, оп­ределенные элементы новизны присутство­вали: например, вза­мен традиционных для Тулы сплавов на медной основе, неко­торые предприятия использовали алюми­ний, нержавеющую сталь, керамику. В Днепропетровс­ке сочли целесооб­разным добавить электрическому са­мовару функцию за­варочного чайника: внутри корпуса поместили ме­таллический стакан с плотной крышкой, где должен завари­ваться чай. Стакан, как и кор­пус, соединен с краном, который имеет два канала, при повороте ключа крана в одну сторону - те­чет заварка, при повороте в дру­гую - кипяток. Такая конструк­ция не стала популярной: заварка, приготовляемая внутри самовара, получалась не лучше­го качества.

Самовар совершенствуется

Конструкция самовара достигла такого совершенства, что придумать здесь что-либо новое чрезвычайно трудно. И все же в самоварном классе появилось изобретение братьев На­боковых, которые поместили в жаровую трубу самовара (авт. свидетельство 1972 года) теплопоглощающий элемент - шамот. В таком ненагреваемом самоваре высокая темпе­ратура воды сохраняется длительное время.

В. Шелепин разработал «Приставку к самовару» (авт. свидетельство 1981 года), обеспечивающую заг­рузку самовара любым видом топлива, его перемеши­вание и безопасную прочистку жаровой трубы без ее снятия. Приставка исключает выход дыма в помеще­ние. Для интенсификации теплообмена приставку эту усовершенствовал В. Новиков, разделив вертикаль­ным цилиндром зоны подачи топлива и отвода отходя­щих газов. В 80-е годы прошлого века у изобретателей вызывает особый интерес конструирование походных самоваров. Так, М. Меламуд выполнил корпус самова­ра из нескольких одинаковых частей, образующих ем­кости как самовара, так и котелков для приготовления пищи на костре. Корпус самовара Г. Кучумы выполнен в виде параллелепипеда. Е. Громов с коллегами предло­жил самовар, корпус которого тоже выполнен из не­скольких частей, но в форме трех-, четырех- или шес­тигранной призмы.

Последнее «самоварное» изобретение записал на свой счет в 1997 году Вячеслав Головня. Его угольный самовар может работать и на электрической энергии. Для этого самовар дополнительно оборудован элект­ронагревательным элементом и специальным сете­вым шнуром. Сегодня освоены промышленностью и весьма популярны электросамовары емкостью 2.5; 3 и 5 л. Изготовляются они из нержавеющей стали мето­дом холодной штамповки с декоративной росписью по металлу. Самовар типа ЭСТ-3/1.25-220 снабжен термоограничителем, отключающим прибор при вы­кипании воды ниже заданного уровня.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009

Заводское производство.

Привычный взгляд на самовар как на су­губо бытовой пред­мет привел к тому, что в период индуст­риализации (1930-е годы) производством самоваров занялось крупное промышлен­ное предприятие - Тульский патронный завод. Самовары со­здавались механизи­рованным способом, и над их внешним ви­дом художники уже не работали. И лишь в послевоенное время о самоварах вспом­нили как о красивых

представительных предметах национального быта. В настоящее время завод «Штамп» (так с 1943 года называется Тульский патронный за­вод) выпускает три десятка модификаций са­моваров, но все они являются результатом пе­реработки каких-либо ранее бывших форм и не представляют собой образцы принципи­ально новых художественных решений. Это относится только к самоварам массового про­изводства, современные дизайнеры и сейчас работают над интересными моделями пода­рочных или заказных вещей.

В 1932 году по этой же причине остановил самоварное производство и Патронный завод, но уже в 1934 году возобновил его. Теперь все самоварное производство в Туле было сосредо­точено на Патронном заводе. С 1943 года он стал носить название «Штамп». В годы Великой отечественной войны вся промышленность страны, в том числе и Тулы, перешла на военную продукцию. Но уже сразу после Победы самовары вновь появились в номенклатуре изделий завода. Их производство начало постоянно совершенствоваться. Газета «Молот» в 1957 году писала об этом: «...Раньше труд был не только малопро­изводительным, но и требовал применения больших физи­ческих усилий, высокой квалификации работающих, не со­здавал возможности для поточного производства и повышения его культуры. Совершенно иное дело теперь... Сейчас можно сказать, что самовар почти полностью изго­тавливается методом штамповки».

Действительно, теперь почти все детали: корпус, шейка, крышка, ветка крана, кувшин изготавливались с помощью штампов, специальные станки проглаживали стенки корпу­са и крышку, ручки делали цельными, под одним прессом, краны изготавливали с помощью литья под давлением, лу­дили самовар гальваническим методом. Самовар превра­тился в продукт поточного производства и, к сожалению, растерял последние остатки своей индивидуальности. Даже сувенирная продукция разрабаты­валась с учетом требований массо­вого производства. В 1964 году в магазинах появился миниатюр­ный самовар-сувенир, емкостью 125 граммов. Эта была точная ко­пия самовара, принадлежавшего семье Л. Н. Толстого и находивше­гося в музее-заповеднике «Ясная Поляна», называлась модель точно также. Для его производства было изготовлено 24 штампа и приспо­собления, а для отделки мини­атюрной ручки диаметром 5 мм станок-малютка, размещавшийся на столе. Сувенир этот имел ог­ромный успех на внутреннем и внешнем рынке, и выпускали его в огромных количествах.

В 1950-х годах появились еще одна техническая новинка - элек­трический самовар. Появление его было вызвано изменениями в условиях жизни россиян. Во вто­рой половине XX века в Советском Союзе началось мас­совое строительство жилых домов, пусть не очень комфорта­бельных, но зато миллионы людей смогли переехать в новые дома с центра­лизованным паро­вым отоплением. И в таких квартирах жа­ровому самовару уже не было места, без печи с системой ды­мохода и отдушника­ми растапливать та­кие самовары было невозможно. В 1957 году на тульском за­воде «Штамп» разра­ботали самовар, в ко­тором вместо жаровой трубы стоял электрический на­греватель. Он пред­ставлял собой в то

время керамический изолятор, с намотанной на него элек­трической спиралью. В трехлитровом самоваре вода кипя­тилась за 30 минут, никаких неприятностей с золой и ды­мом, но, к сожалению, срок службы таких нагревателей был всего 800 часов, их приходилось часто менять. Через несколько лет неудобные керамические нагреватели сме­нили трубчатые - тэны. Срок службы тэна был уже 3000 часов, время нагревания воды сократилось до 18 минут для тех же трех литров емкости.

Электрические самовары и сейчас являются самым массовым продуктом самоварной промышленности. В Туле их выпускали 14 видов: в форме груши, шара, вазы, желу­дя, банки, конической и овальной, емкостью от 1.5 до 10 литров.

Несмотря на появление электросамовара, старинный жаровой самовар не исчез. В 1970-е годы на том же «Штам­пе» выпускали 9 видов жаровых самоваров, 5 и 7-литровых. К тому же, в 1960-х годах был раз­работан комбинированный само­вар, с жаровой трубой и трубча­тым электронагревателем вокруг нее, своеобразный синтез жаро­вого и электрического самовара.

Для декоративного оформле­ния самовара стали применять современные, высокотехнологичные способы; рельефы на кор­пус стали наноситься с помощью гидроштамповки (выдавливания орнаментов жидкостью под дав­лением в 400 атмосфер), поверх­ность самовара шлифовалась и полировалась под гальванопок­рытие никелем станками и затем дополнительно очищалась ульт­развуком, вместо кропотливой и дорогой гравировки на отдель­ных самоварах стали использо­вать фотоспособ.

При фотоспособе на поверхность наносят фоточувствитель­ную эмульсию, накладывают не­гатив с изображением. Полученный отпечаток покрывают тонким слоем защитной мастики, а незащищенные участ­ки вытравливают в растворе соляной кислоты. Таким спо­собом был украшен буфетный электрический самовар «Тульский Левша» емкостью 45 литров. На передней стенке корпуса фототравлением было нанесено изображение фи­гуры легендарного мастера Левши, подковывающего блоху, и четырех фрагментов из знаменитого сказа Н. С. Лескова «О тульском косом Левше».

Еще одна метаморфоза с самоваром произошла вса­мом конце XX столетия. Самовары начали покрывать ху­дожественной росписью различной тематики. Под рос­пись изготавливали самовар-рюмку с гладкой поверхностью, затем художники покрывали поверхности корпуса и крышки самовара многоцветной росписью спе­циальными термостойкими красками, самовар высушива­ли в печах, и как заключительный этап - поверхность ла­кировали двойным слоем лака. Во второй поло­вине XX века некото­рые предприятия других городов Со­ветского Союза так­же выпускали само­вары, но в качестве образцов использо­валась все же тульс­кая продукция. Тем не менее, оп­ределенные элементы новизны присутство­вали: например, вза­мен традиционных для Тулы сплавов на медной основе, неко­торые предприятия использовали алюми­ний, нержавеющую сталь, керамику. В Днепропетровс­ке сочли целесооб­разным добавить электрическому са­мовару функцию за­варочного чайника: внутри корпуса поместили ме­таллический стакан с плотной крышкой, где должен завари­ваться чай. Стакан, как и кор­пус, соединен с краном, который имеет два канала, при повороте ключа крана в одну сторону - те­чет заварка, при повороте в дру­гую - кипяток. Такая конструк­ция не стала популярной: заварка, приготовляемая внутри самовара, получалась не лучше­го качества.

Самовар совершенствуется

Конструкция самовара достигла такого совершенства, что придумать здесь что-либо новое чрезвычайно трудно. И все же в самоварном классе появилось изобретение братьев На­боковых, которые поместили в жаровую трубу самовара (авт. свидетельство 1972 года) теплопоглощающий элемент - шамот. В таком ненагреваемом самоваре высокая темпе­ратура воды сохраняется длительное время.

В. Шелепин разработал «Приставку к самовару» (авт. свидетельство 1981 года), обеспечивающую заг­рузку самовара любым видом топлива, его перемеши­вание и безопасную прочистку жаровой трубы без ее снятия. Приставка исключает выход дыма в помеще­ние. Для интенсификации теплообмена приставку эту усовершенствовал В. Новиков, разделив вертикаль­ным цилиндром зоны подачи топлива и отвода отходя­щих газов. В 80-е годы прошлого века у изобретателей вызывает особый интерес конструирование походных самоваров. Так, М. Меламуд выполнил корпус самова­ра из нескольких одинаковых частей, образующих ем­кости как самовара, так и котелков для приготовления пищи на костре. Корпус самовара Г. Кучумы выполнен в виде параллелепипеда. Е. Громов с коллегами предло­жил самовар, корпус которого тоже выполнен из не­скольких частей, но в форме трех-, четырех- или шес­тигранной призмы.

Последнее «самоварное» изобретение записал на свой счет в 1997 году Вячеслав Головня. Его угольный самовар может работать и на электрической энергии. Для этого самовар дополнительно оборудован элект­ронагревательным элементом и специальным сете­вым шнуром. Сегодня освоены промышленностью и весьма популярны электросамовары емкостью 2.5; 3 и 5 л. Изготовляются они из нержавеющей стали мето­дом холодной штамповки с декоративной росписью по металлу. Самовар типа ЭСТ-3/1.25-220 снабжен термоограничителем, отключающим прибор при вы­кипании воды ниже заданного уровня.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009

Генеральный директор С. Б. Бажора

Руководитель проекта К. Б. Харченко

Составление и подготовка текста:

Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев

Научный консультант С. П. Калиничев

Редактор В. И. Грушецкий

Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.

Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой


Нажимая на кнопку «Перезвоните мне», Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности